Мудрость Всевышнего: почему все стороны жизни построены на жертвенности

«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищенный от скупости преуспеет [и спасется]» (Аль-Хашр, 9). 

Основную тему аята составляет беззаветность, самоотверженность. Человек по своей природе вынужден жить в обществе, потому что он не в состоянии в одиночестве обеспечивать свои потребности. Каковы бы не были его социальные, культурные, религиозные особенности, жизнь в обществе возлагает на человека некоторые обязанности. Каждая обязанность напрямую или опосредованно снова возвращается к личностям в виде их прав.

Исполнение обязанностей, безусловно, приводит и к определенному самопожертвованию. В жизни любого человека бывают моменты, требующие от него самоотверженности. Беззаветная преданность матери своему ребенку, отца своей семье, человека своему Отечеству − вот лишь некоторые примеры готовности пожертвовать собой ради других. Совершая самоотверженный поступок, человек ощущает душевное спокойствие. Мать среди ночи встает, чтобы накормить ребенка грудью. Ради спокойствия дитя она жертвует своим сном. Легкая улыбка ребенка становится самой лучшей наградой за ее самоотверженность.

Подобная жертвенность, полная сострадания, жалости и любви, не ограничивается лишь человеческим видом, а распространяется на все живое. И это можно оценивать как отражение милости Всевышнего. Пусть человек поступает таким образом по отношению к своему ребенку, благодаря своему разуму, опыту, чувствам, но откуда же берется подобное отношение к своим детенышам у других живых существ, наличие разума и чувств у которых является спорным?

Всевышний Аллах, конечно же, проявляет заботу о каждом сотворенном существе, делая других посредниками в их защите. С одной стороны, совершая самоотверженный поступок, человек может что-то потерять, упустить какую- то возможность. Но получаемые от него удовольствие и блаженство уносят человека в другие миры. А если эта жертвенность находит свой источник в религиозном сознании, она приобретает еще более высокое значение и приносит человеку высочайшее блаженство. Жертвенность в любви, в знаниях, в достатке и имуществе…

Да, все это на начальном этапе можно оценивать, как затруднительные для самого человека дела и поступки. К примеру, беременность требует от будущей матери такой самоотверженности, которую даже не объяснишь посторонним. Этот трудный период достигает своего пика во время родов. Но когда мать берет младенца в свои руки, под кокетливым взглядом новорожденного ее мучительная жертвенность оборачивается любовью, милосердием и душевным спокойствием.

По сути, все стороны жизни построены на жертвенности. Начиная от изготовления пчелой меда и заканчивая готовностью человека с радостью пожертвовать своей жизнью ради Отчизны, ради священных идеалов. Разве все это не результат беззаветной жертвенности, которую нельзя объяснить словами? Стать гениальным ученым, разве это не требует самоотдачи и подвижничества? Разве не требует от верующего полного самозабвения его стремление достичь довольства Аллаха и удостоиться Рая?

Те, кто подвергаются испытаниям в браке, должны знать единственное решение
Порой жизнь в браке подвергается испытаниям, а семейное счастье висит на волоске. В такие моменты совместное существование становится непростым, а супруги задумываются о разводе. Единственное решение в таком случае – обратиться к Аллаху с мольбами...
22.12.2020
10785

Жертвенности в исламе придается большое значение. В жизни нашего Пророка и его последователей полно примеров самоотверженности, которым можно позавидовать. Например, беззаветность ансаров и мухаджиров после хиджры вошла в историю и отразилась в аятах (Аль-Хашр, 9). Также бесчисленное множество примеров самопожертвования оставили нам наши деды и прадеды, защищая свою родину от врагов на протяжении всей нашей истории.

Беззаветность подразумевает готовность человека пожертвовать чем-то своим. Общество нуждается в собственности богатых, в знаниях ученых, в разуме мудрых. С этой стороны, общество похоже на единый организм. Как функции разных органов взаимно дополняют друг друга, так и в обществе богатые и бедные, ученые и невежды дополняют друг друга.

Мухаммад (с.а.с.) так охарактеризовал это единство: «Взаимной любовью и относительно сострадания и жалости друг к другу верующие почти что похожи на единый организм. Если один из его членов пожалуется, ему сочувствуют остальные органы тела отсутствием сна и высокой температурой» (Муслим). 

Каждый из нас должен стремиться к самоотверженности. С большим огорчением скажем, что часто приходится наблюдать за тем, как люди не готовы проявлять жертвенность ради своих детей, родителей, близких, соседей, священных ценностей. Не будем забывать, что в основе всех ценностей, которыми мы владеем, лежит чья-то беззаветность. Ради нашей Родины, свободы, религии, ради нашего достояния кому-то приходилось пожертвовать своими жизнями, своей молодостью, своим здоровьем.

Жизнь со всеми ее радостями и горестями составляет непрерывную борьбу и испытание. Наши горести, беды, безнадежность мы можем одолеть с помощью чьей-то самоотверженности. А поделившись с кем-то своей радостью и любовью, мы сделаем их еще сильнее.

Нафсу тоже нужна передышка...
Всевышний Аллах в Коране сообщил, что тем, кто одолевает свой нафс, обещаны райские сады. Но вано учитывать один момент...
08.12.2020
4318
Социальные комментарии Cackle