Вопрос.
У меня произошел конфликт с парнем чуть старше меня. Он ударил меня, а я его в ответ. Тогда он ударил меня в живот, повалил на землю и плюнул в лицо, я встал и в гневе набросился на него, но меня кто-то отдернул, и подраться у меня с ним так и не получилось. Там присутствовал один мой друг.
Мне стыдно и страшно, что другие друзья и знакомые могут узнать об этом инциденте. Каждый день одна и та же мысль об этом плевке в лицо вгоняет меня в депрессию, мысль о том, что я потерял честь, не дает покоя. Как мне забыть это? Каждый день меня посещают мысли о мести, но этим ничего не изменить. Я в отчаянии. Помогите, пожалуйста!
Ответ.
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует Пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.
Вы не описали ситуацию в целом: кто виноват, в чем причина вашего конфликта? Но чтобы там ни было (если только это не угрожало вашей жизни или жизни других людей), вам не следовало доводить конфликт до рукоприкладства. Ибо посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не станет полной вера раба, пока не откажется он от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду» (Ахмад).
Билял бин Са‘ад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если увидишь упорствующего, спорящего и восторгающегося собственным мнением человека, то знай, что понес он полный ущерб».
Аяты, «усмиряющие» религиозную гордость
Также лучший из рода человеческого сказал: «Кто оставит спор с другим, будучи сам неправ, тому Аллах построит дворец в предместьях Рая. А тому, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец на самой высокой части Рая» (Тирмизи, Абу Дауд).
Гнев, который рождается в споре, отрицательно отражается на вашей жизни, как в этом мире, так и в вечной жизни. Неконтролируемый гнев – одно из оружий шайтана, которым он сбивает людей с пути истины и лишает их довольства Творца. Наш возлюбленный Пророк (мир ему) сказал: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)» (Абу Давуд).
То, как мы реагируем на окружающие нас события и поведение людей, является одним из испытаний этого мира. Злость и гнев приводят к горю и печали в обоих мирах, и, что страшнее всего, отдаляют от Аллаха, ведь в сердце, заполненном горечью обид и злостью, нет места милосердию и любви к Аллаху.
Ибн Абас (да будет доволен им Аллах) передает, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если в человеке будут три качества, Всевышний Аллах обережет его, будет хранить под Своей заботой, скрывать его недостатки по Своей милости и введет раба под Свою любовь. Первое качество – благодарность; это когда человеку дается благо, и он воздает хвалу Всевышнему Аллаху. Второе качество – великодушие; это когда человек получает возможность мщения, но прощает. И третье качество – хладнокровие; когда он гневается, но быстро успокаивается» (Байхакий).
Человека, который умеет сдерживать себя в гневе, Мухаммад-Мустафа (мир ему) называет сильным: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает слова посланника Аллаха (мир ему): «Силен не тот, кто способен перебороть другого, а тот, кто совладает собой во время сильного гнева» (Бухари, Муслим).
Простите своего обидчика и оставьте его дела на суд Аллаху. Не думайте о мести, ведь каждый человек понесет свое в День суда.
Что касается вашего чувства задетого достоинства, поверьте, благочестие состоит в других вещах. В связи с этим хочется привести одну историю. С Али (да будет доволен им Аллах) случился эпизод с поверженным на землю в бою на священной войне врагом, который в бессильной злобе плюнул в благословенное лицо героического сахабы. И Али (да будет доволен им Аллах) отпустил побежденного противника, вдруг отказавшись от мысли убить его. Его поведение поставило в тупик мушрика (многобожника), которого он отпустил, даровав жизнь. И теперь среди жаркой схватки боя, он, забыв о войне, просил объяснить благородного Али, почему тот отпустил его на свободу.
Любящий Всевышнего Аллаха Али ответил ему так: «Война за веру бывает двух видов: один вид войны – это сражение с такими неверными, как ты. И ведется она ради одобрения и довольства Аллаха. Другой вид войны – это война с желаниями и побуждениями нафса. Я воюю с тобой ради Аллаха, чтобы добиться Его одобрения и довольства. Однако, если бы я убил тебя в тот момент, когда ты плюнул мне в лицо, я убил бы тебя, чтобы удовлетворить гнев моего нафса, и мой нафс одержал бы надо мной победу.
Поэтому я отпустил тебя на свободу. Я совершил усилие над собой, чтобы укротить свой нафс. И, одержав победу над ним, совершил великий джихад. Ибо подчинение мусульманина собственному нафсу представляет больший вред, чем вред, причиняемый таким неверным, как ты».
Как справиться с гневом по Сунне вы можете узнать в этой заметке: Как злиться, но при этом оставаться мусульманином?
Аллах Всевышний сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и к Раю [то есть, спешите к совершению поступков, приводящих к довольству Аллаха и награде в вечной жизни], ширина которого [для каждого верующего] равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных. Они [богобоязненные] жертвуют [свое имущество на благие цели] и в изобилии, и в скудости, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных» (сура «Али Имран», аяты 133-134).
Я желаю вашей душе благословенной сакины.
И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
Эльвира Садрутдинова