Щедрость в исламе: основа, виды, воздаяние
Одно из самых красивых качеств в характере пророков, посланников, праведных и благородных людей – щедрость. Человек, характеризующийся этой чертой, всегда пользуется уважением и признанием среди людей. И во времена невежества, и во времена Ислама щедрые люди становились лидерами, за которыми остальные готовы были следовать, к которым склонялись в первую очередь за их личностные черты. Что является щедростью?
Это качество, чьей основой является благородство и благонравие, потому что в нем суммируются другие позитивные черты, такие как доброта, милосердие, отзывчивость, смелость, свобода духа. Это один из атрибутов Аллаха, это качество пророков и черта Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По отзывам он был одним из самых щедрых людей, который никогда не отказывал другим в их просьбах. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды, когда) они зарезали овцу и раздали людям, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Что от неё осталось?» Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки!» (ат-Тирмизи). Имелось ввиду, что вся она сохранилась для них в мире вечном, кроме лопатки.
Всевышний Аллах говорит об этом возмещении в нескольких аятах Корана:
«…а то, что вы потратили, Он возместит вам…» (сура «Саба», аят 39).
«А что расходуете вы из добра, это - на себя же(, ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам, и не будете вы обижены» (сура «аль-Бакара», «Корова», аят 272).
«А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 273).
Виды щедрости:
- Щедрость в поклонении. Она выражается в том, что человек не ограничивается исполнением обязательных видов поклонения и совершает их дополнительно. Он совершенствует себя на пути довольства Всевышнего Аллаха и ведет джихад с собой и за себя, не жалея своих сил и времени.
- Щедрость к себе, заключающаяся в том, чтобы не обделять себя в благе, заботиться о своей мирской и вечной доле, ограждать себя от того, что может быть вредным в этой жизни и в жизни иной.
- Щедрость к своей семье и родственникам. «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).
- Щедрость к гостям. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».
Воздаяние за щедрость:
- Близость к Аллаху и к Его творениям. «Щедрый человек близок к Аллаху и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек, любимее Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец» (Тирмизи).
- Увеличение удела. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение!», - другой же говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухари; Муслим).
- Приводит в Рай. «Щедрость – это одно из райских деревьев, ветви которого спускаются на землю. Кто бы ни ухватился за них, того они приведут в Рай. Скупость же – это дерево, произрастающее из Ада, ветви которого тянутся до земли. Кто бы ни ухватился за них, того они неминуемо приведут в Ад!..» (Байхаки).
- Душевное спокойствие и свобода. «Скупой и щедрый подобны тем, на ком надеты доспехи, стесняющие их грудь и движения. С каждой милостыней доспех, что на теле подающего, расширяется, облегчает ему дыхание, а также, удлинившись до пят, покрывает его всего, стирая следы, что тянутся за ним. Когда же скупой пытается подать что-нибудь, кольца на доспехах сжимаются, не давая ему ничего сделать, и сколько бы тот ни старался, у него ничего не получается» (Бухари, Джихад, 89, Закят 28; Муслим, Закят 76-77).
- Признание благородных людей и защита от зла неблагодарных. Один из праведников однажды сказал: «Я стараюсь помочь любому нуждающемуся, который попросит у меня об этом: если он благородный человек (на самом деле оказался в затруднительном положении и нуждается в помощи), тогда я защищу его честь и достоинство; если же он подлый человек (неблагодарный и невоспитанный, попрошайка, ведущий паразитический образ жизни), тогда я защищу свою честь от него (от его злословия, оскорблений или сплетен)».
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Мудрые высказывания суфийских духовных наставников
Цель суфизма - постижение Абсолютной Реальности; но не так, как нам ее разъясняют люди ученые - при помощи логических доказательств и наглядных примеров, а какова она есть в себе самой. Такое знание может быть обретено только "оком сердца" - посредством озарения и духовного созерцания
-
Аль-Бируни - философ и ученый
Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.
-
3 достоинства самого судьбоносного ду'а
Единственная вещь, способная изменить нашу судьбу, это дуа – взывание к Всевышнему Аллаху. Есть множество способов изменить нашу жизнь посредством искреннего и постоянного дуа. Но есть дуа, которое несомненно является судьбоносным, на духовном, эмоциональном и даже материальном уровне.
-
5 фактов о викингах и мусульманах, которых вы не знали
В марте 2015 году новость о найденных в древнем захоронении останках женщины-викинга с кольцом на руке с арабской надписью «Для Аллаха/Аллаху» всколыхнула мир.Одни назвали это кольцо мистическим, вторые начали обсуждения и строить предположения о том, как оно могло оказаться в Швеции. Тем не менее, этот факт нуждается в изучении, так как до этого связи между викингами и мусульманской цивилизацией отмечено не было.
-
7 необязательных намазов, о которых вам стоит узнать
Какие добровольные намазы существуют в исламе?
-
Нужно ли читать дуа при совершении омовения?
Некоторые люди говорят: "При омовении, когда моют лицо, руки, ноги, нельзя читать ду‘а, это харам". Правильно ли это?
-
Какие дуа нужно читать после смерти близкого человека?
В этой статье представим несколько общепринятых дуа, совершаемые за человека после его смерти. Пусть Всевышний одарит наших близких Своей милостью и прощением.
-
В исламе запрещено бить по лицу. Почему?
Ислам не допускает нанесения ударов по лицу человека вне зависимости от обстоятельств, его пола и возраста. Аллах создал человека почётным, возвышенным творением, лицо которого является местом отражения сей чести.