Рядом с женщиной, вознамерившейся совершить хадж, обязательно должен быть супруг или же махрам. В противном случае хадж будет считаться недействительным, ибо в хадисах сказано: «Женщина не имеет права выходить в путь более чем на трое суток, если ее не сопровождает близкий человек».(аш-Шавкани 4/290) «Без сопровождения супруга женщина не должна совершать хадж». (аш-Шавкани, 4/491)
Однако шафииты считают, что в сопровождении другой надежной женщины женщина может совершать хадж. Но для того, чтобы выйти в путь, недостаточно одной женщины. По мнению маликитов, женщина может совершить хадж вместе с другими спутницами или группой мужчин, или же в смешанной группе. При этом они исходят из смысла следующего аята:
«Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому».(Сура Али Имран, 3/97)
Вот поэтому, если женщина чувствует себя в безопасности, совершение хаджа становится необходимым.
Термин «махрам» включает в себя лиц, с которыми по причине родства кровного, молочного или же в результате брака близких людей, нельзя вступать в брачные отношения, как например: сын, внук, отец, дедушка, молочный сын, молочная сестра, зять и тесть. Но с мужьями сестры, или тети (не имеет значения с какой стороны) нельзя выезжать в путь, ибо это родство по своей сути может быть временным, то есть, может расстроиться в случае развода.
Столь различные взгляды между шафиитами и маликитами касаются только выхода в путь для совершения хаджа. Но данное положение не касаются тех случаев, если женщина выходит в путь в случае острой необходимости. Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть ни один мужчина не остается наедине с другой женщиной, если нет третьего лица. Пока рядом нет махрама, женщина не может выходить в путь». Тут встал один из присутствующих и спросил: «О Посланник Аллаха! Моя супруга едет в хадж, а я отправляюсь на битву». Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же повелел ему: «Иди и соверши хадж вместе со своей супругой».
Не находится в состоянии «идды»
Женщина, совершающая хадж, не должна находиться в состоянии «идды» вследствие развода или смерти мужа, ибо Всевышний Аллах запретил женщинам в состоянии «идды» выходить куда-либо:
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному».(Сура ат-Таляк, 65/1)
Позволяется совершение хаджа в другое время, а в случае с «идда» речь идет об ограниченном промежутке времени.
Проф. Др. Хамди Дендюрен