Если джамаат состоит из мужчин и женщин, за имамом сначала становятся мужчины, затем дети мужского пола, и за ними – женщины. Следование этому предписанию для мужчин и детей мужского пола является сунной, для женщин – фардом.
Если мужчины и женщины совершают намаз так близко, что между ними никто не может встать или их не разделяет какая-нибудь стена, ширма или занавес, то намаз у них нарушается. При этом не имеет значения, являются женщины чужими или супругами, или дочерьми, или сестрами.
По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Отодвиньте женщин на места, куда их поставил Аллах, отодвиньте их на задние ряды»1. Но если женщина будет находиться рядом просто так, не выполняя намаз, то намаз мужчины не нарушается. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Моя постель находилась прямо перед местом, где Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям) совершал намаз»2.
Чтобы намаз стал недействительным из-за стояния в одном ряду мужчин и женщин, должны иметь место нарушения следующих условий:
1. Если женщина сделала намерение выполнить намаз за имамом, который, в свою очередь, тоже совершил намерение быть имамом для женщин. В противном случае, следование женщины за имамом будет считаться недействительным, и стояние в одном ряду не будет иметь особого значения. Соответствующее намерение можно не делать только перед выполнением намаза-джаназа (погребального). По мнению некоторых факихов, необязательно делать намерение быть имамом для женщин перед выполнением пятничных и праздничных намазов.
2. Женщина должна находиться в полном здравии, достичь совершеннолетия или приблизиться к этому возрасту.
3. Если женщина выполняет намаз перед мужчиной или стоит вплотную рядом.
4. Если мужчина и женщина выполняют один и тот же намаз с точки зрения такбиру-ифтитах. Если мужчина выполняет намаз, время которого наступило, а женщина – намаз када, находясь в одном ряду, то это не влияет на намаз.
5. Места выполнения намаза мужчин и женщин не отделены друг от друга ширмой, занавесом или стеной. Также, если между мужчиной и женщиной, выполняющими намаз, нет промежутка, чтобы можно было встать между ними. Если женщина находится выше на одну ступень, то (даже если мужчины и женщины будут находиться на одной линии) это не имеет значения, то есть намаз не нарушается.
6. Время пребывания мужчин и женщин в одном ряду, в течение которого намаз может нарушиться, по мнению Имама Абу Юсуфа, – это время, за которое можно совершить один рукн, руку’ или сажда. По мнению имама Мухаммада, время, за которое можно выполнить один рукн, – это промежуток времени, за которое можно три раза произнести тасбих.
Если будут иметь место все эти перечисленные признаки и обстоятельства, намаз мужчины нарушается. А также, если женщины образуют целый ряд после имама, то намаз всех мужчин, стоящих за ними, будет считаться недействительным. Если среди мужчин встанут три женщины, то намазы мужчины, стоящего справа, и мужчины, стоящего слева от них, а также намазы трех мужчин, стоящих позади них во всех рядах, будут нарушены. Если среди мужчин будут стоять две женщины, то будет нарушен намаз тех двух мужчин, которые находятся рядом и двух мужчин, которые стоят сзади. У остальных мужчин намаз будет действительным. Если среди мужчин находится одна женщина, то нарушается намаз тех двух мужчин, которые стоят справа и слева от нее и одного мужчины, который стоит за ее спиной. Так как мужчины, у которых по этой причине нарушился намаз, образуют собой своеобразную ширму, эта причина не касается других.
Несомненно, что женщины, которые таким образом стали причиной нарушения намаза мужчин, совершают грех. Поэтому женщины всегда должны быть внимательными и не смешиваться с мужчинами, не стоять с ними в одном ряду. Они могут выполнять свои намазы за имамом, находясь в специально отведенных для них местах. Однако в хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится, что для женщин лучше всего выполнять намазы дома. И даже подчеркивалось, что намаз, выполненный женщиной у себя дома, считается более благим делом, чем тот, что совершен в мечети3.
1 Об этом хадисе Зайлаи говорил, что он «марфу». В книге под названием «Мусаннаф» по ривайату от Абдурразака сообщалось, что этот хадис «мавкуф». См. Зайлаи, Насбур Рае, 2/36.
2 Бухари, Салят, 107; Ахмад бин Ханбаль, 6/322.
3 Ибн Хумам, 1/257; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/137; Майдани, аль-Любаб, 1/82-83; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 1/154, 535-5374 аз-Зухайли, 1/22-23, 241; Бильмен, стр. 151-152.
Проф. Др. Хамди ДЁНДЮРЕН