Терпение и боль - неотъемлемая часть жизни человека, все бытие которого сопряжено с перенесением трудностей, состоянием недовольства собой и тем, что его окружает. Всю жизнь он находится в двух состояниях – довольствии или страдании.
В чём смысл страданий, из-за чего и с какой целью они входят в нашу жизнь? Ислам утверждает, что одной из причин человеческих мук является уклонение от прямого пути, который проповедуется небесным Писанием. То есть отходя от разумной гармоничной жизни, заданной Творцом, человек сам себе причиняет вред и от этого же и страдает. «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое. Вы не спасетесь бегством на земле, и нет у вас, помимо Аллаха, ни покровителя, ни помощника» (Сура «аш-Шура», аяты 30-31)
Страдания зачастую имеют важную цель - кого-то возвратить к Богу, а некоторых поднять на высокие ступени совершенства в этой жизни и возвысить степень их духовного превосходства в раю.
Страдания стирают следы прегрешений в душе, очищая ее от скверны прежних проступков. «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его…» (хадис).
Страдания и горе могут очистить душу человека и поднять его до степени праведника, который уже после перенесенных страданий и лишений становится почти безгрешным. Не зря же сказано в духовной литературе, что человек, словно золото испытывается в огне испытаний. Но это для избранных. Из хадисов известно, что больше всего подвергались испытаниям пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе ко вторым. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Каждый испытывается в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов. Из хадиса: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик».
Если верующий достойно переносит испытания, то они становятся источником мужества и внутреннего роста. Испытывая нравственные и физические страдания, человек очищается от грехов и он словно заново перерождается.
Жизнь показывает, что человек способен сочувствовать и сострадать ближним, если только сам прошел боль утрат, невзгод и несчастий. Страдание делает нас снисходительнее к ближнему, воспитывает чуткость к чужому несчастью, учит видеть душу человека и преодолевать собственный животный эгоизм. Если человек раньше мог легко осудить, заклеймить кого-то, поддавшись неконтролируемым темным мыслям и страстям, то c количеством перенесенных страданий и испытаний, становится мудрее, милосерднее, терпимее, у него пропадают человеконенавистничество и высокомерие, завуалированное ложным желанием наставить на путь истинный. Мусульманин, достойно и терпеливо перенесший жизненные испытания, становится красивее душой и нравом. Обычно к таким людям прислушиваются, так как они своим жизненным путем показывают, как нужно воплощать духовные истины на практике.
Однако страдание способно не только открыть путь к совершенствованию духа , увеличить внутренние силы, возвести человека на высший уровень познания самого себя и мира, но может и озлобить, ввести в депрессию.
Осознавая свои невзгоды, как ниспосланное испытание, через которое проводит нас Всевышний ради нашего же спасения от наказания в Судный день , мы неизбежно задумываемся над тем, почему именно нас постигла беда и в чем мы согрешили. И если страданию сопутствует честное покаяние перед Всевышним Аллахом, внутренняя работа и честный самоанализ, то это обеспечивает духовный рост.
Один мужчина пожаловался одному праведнику на засуху, и он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха».
Другой пожаловался ему на бедность и он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха».
И сказал ему другой: «Попроси у Аллаха, чтобы Он наделил меня потомством». Он ответил: «Проси прощения у Аллаха».
Другой пожаловался ему на то, что его сад высох. Он ответил: «Проси прощения у Аллаха».
Мы спросили его об этом, и он сказал: "Я не сказал ничего от себя.
Поистине Всевышний Аллах сказал в суре «Нух»:
«Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки».
Просить прощения особенно благоприятно во время ночной молитвы в последнюю треть ночи. Есть в ночном бдении особая благость. Если хотите почувствовать божественную благодать еще в земной жизни (иншаллах), попробуйте обращаться с покаянием к Всевышнему Аллаху в последнюю треть ночи, а также вставать на намаз тахаджуд и читать Коран несколько дней подряд .
Повинуясь воле Всевышнего, мы способны осознанным терпением и покорностью решению Творца победить самих себя, а значит, и победить страдание. То есть нужно принять душеную и физическую боль , как испытание свыше и быть довольным решением Всевышнего , ведь «Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146)
Как было сказано ранее, принять невзгоды – это более, чем достойно , но не достаточно. Важно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем, как на твёрдую опору. Важно не поддаваться унынию насколько это возможно и спешить творить добро и помогать тем, кто нуждается в помощи. Те, которые делают добрые дела, ухаживают за родителями, любят давать милостыню, помогают сиротам и несчастным, будут счастливы в двух мирах( иншаллах).
И еще, если верующий видит, что ближний попал в беду, то пусть читает втайне за него молитву об избавлении и облегчении страданий, молится о его благополучии . Если кто-либо тайно читает мольбу своему брату по вере, то ангелы просят того же и читающему. Особенно сильна молитва матери за свое дитя.
Бывает, что человек терпит неудачи по причине действия на него потусторонних злых темных сил. В таком случае есть примеры, когда чтение суры аль-Бакара ( как передал Имам Муслим, пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Читайте Суру «Аль-Бакара», - в этом есть благословение и защита от магии. А кто ее не читает, то будет о том сожалеть» ) в течение 40 дней спасало верующего от бед, и в дом возвращалось благополучие и счастье.
Счастье — это внутреннее состояние! Научитесь сохранять внутренний мир благостным терпением, молитвами, постом и добрыми делами, несмотря на проблемы, тогда вы будете счастливы и будете иметь хороший настрой сердца. Ваше счастье в ваших руках! Желаю вам успехов, терпения и Божьих благословений!
Гульназ Мияссарова