ГМО - избегать ли мусульманам?

С 1 июля этого года в нашей стране вступает в силу закон, который разрешит регистрацию и последующий посев генно-модифицированных семян сельскохозяйственных культур. Первый урожай генно-модифицированного сырья, выращенного на российских полях, предполагается собрать уже в 2016 году. Прежде в Россию лишь импортировали генно-модифицированные культуры: сою, кукурузу, бобовые, рис и даже свеклу и картофель.

Эта новость в СМИ, как и сам предмет ГМО, вызвали широкий общественный резонанс, ведь вопрос производства и потребления трансгенной пищи продолжает оставаться постоянным предметом для дискуссий в самых различных слоях социума. Реакция потребителей на широкое распространение ГМО-продукции наблюдается диаметрально противоположная: от практически панической до абсолютно равнодушной.

В России действует закон, регламентирующий обязательную маркировку продуктов, содержащих ГМО в количестве более 0,9%. В Европе также предусмотрена обязательная маркировка. Там покупатель  сам решает, покупать ли ему дешевую еду, но с ГМО, или же раскошелиться на продукцию без трансгенов, так называемую органическую пищу.

Кроме того наблюдается тенденция образования так называемых «Зон, свободных от ГМО». К примеру, 15 из 20 регионов Италии объявили свои территории такими зонами, а Швейцария и вовсе стала страной полностью свободной от ГМО, что было решено путем  проведения общенационального референдума.

О вреде или, напротив, безвредности ГМО-продукции судить объективно практически невозможно, поскольку все суждения на данный счет фактически носят характер слухов. Многие стараются избегать ГМО-продукции, будучи убежденными, что если это не отразится на их здоровье, то с большой долей вероятности может отразиться на детях и внуках.

Однако большинство ученых основных мировых конфессии придерживаются мнения, что пища, с использованием ГМО, является разрешенной для употребления их последователями.

Так, иудейский закон, согласно англоязычной версии википедии, «принимает генную инженерию, чтобы сохранить и продлить жизнь человека, а также повысить качество или количество продуктов питания». С точки зрения кашрута ГМО-продукция также является дозволенной, однако особо оговаривается, что среди иудейских ученых ведутся споры относительно использования гена свиньи, отмечается, что «вероятно в таком случае продукт будет некошерным». Кроме того, широко известен тот факт, что Израиль является мировым лидером по использованию пестицидов в сельском хозяйстве, а также активно экспортирует ГМО-продукцию.

В Римско-католической церкви по вопросу генной инженерии состоялся настоящий конгресс в 1999 году в Риме, где после двух лет предварительных обсуждений, Папская академия Ватикана заявила, что изменение генов растений и животных является теологически приемлемой практикой.

Примечательно, что даже настолько консервативная и закрытая христианская община, как, например, американские амиши, приняли к использованию генно-модифицированные культуры, «потому что они позволяют за меньшие затраты в интенсивности земледелия (таких, как использование пестицидов и удобрений) и являются более продуктивными, при этом не конфликтуя с образом жизни амишей».

Что касается ислама, то, поскольку на данный момент нет однозначного заключения специалистов о том, что продукция выращенная с применением генной инженерии наносит вред организму, мусульманские ученые в целом разрешают ГМО. Продукцию произведенную с применением генной инженерии они сравнивают с выращенной методом обычной селекцией. Однако также существуют некоторые разногласия по поводу использования свиных генов в той или иной ГМО-продукции.

В Комитете «Халяль» при Духовном управлении мусульман республики Татарстан однозначно заявляют: «Продукты питания, модифицированные методом генной инженерии являются халяльными и разрешенными к употреблению».

Специалист комитета «Халяль» при ДУМ РТ Рустем Абдуллин подробно изучил вопрос, связанный с ГМО-продукцией и так прокомментировал ситуацию для читателей Islam-today.ru: «В популярных источниках информации в основном приводятся частные исследования, которыми апеллируют в качестве свидетельства вреда ГМО-продукции. Обоснованы ли эти претензии или нет, никто сказать не может, так как обширных исследований, требуемых в данном случае, никто не проводил. Пока лишь потребитель может подстраховаться и предостеречь себя - употреблять в пищу продукты не связанные с генной инженерией. Безусловно, существует совершенно нормальная тенденция, когда потребитель старается выбирать продукцию без содержания генно-модифицированных организмов. Такая продукция в сознании покупателя представляется как менее вредная. Соответственно этому, стоит отметить, что в Правилах по производству и реализации продукции и услуг Халяль, которой руководствуется Комитет по стандарту "Халяль" ЦРО - ДУМ РТ, для производства продуктов и продовольственного сырья Халяль запрещается использовать генетически модифицированное сырье и/или полуфабрикаты, полученные на основе генетически модифицированных источников». Таким образом, заботясь о здоровье потребителя и о репутации халяльной продукции, как пищи для здорового образа жизни, комитет «Халяль» выдвигает требование к предприятиям, подающим заявки на сертификацию, не использовать в производстве генно-модифицированного сырья.

Нурия Гибадуллина

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle