С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол, это исключительно арабская форма одежды, а наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому: носили калфаки, лишь отчасти покрывающие волосы или платочек-косынку, повязываемую назад. Но так ли это в действительности?
Исследуя источники общественной библиотеки и научные труды этнографов по национальному костюму татар, легко можно убедиться в том, что наши прабабушки носили хиджаб, подразумевающий повязывание платка спереди и закрывающий шею. Такие наряды были распространены у татар в Казани, Астрахани, Касимове, в Уфе и в поселениях Сибири. Увы, со временем женщины стали открываться. Это описывается в труде XIX века Ш.Марджани, в знаменитой работе «Мустафад аль-ахбар»: «Сейчас, к большому сожалению, женщины начали носить калфаки, они их носят даже после того, как выйдут замуж».
Калфаки, которые воспринимаются некоторыми, как единственно возможный для татарок национальный головной убор, в действительности являются относительно недавним явлением в истории татарского народа. При этом Ш. Марджани ставил в пример тех женщин, чьи «платки полностью покрывают голову», кто «на грудь одевает специальные нагрудники и всегда носит платья с длинными рукавами», ибо «такая форма одежды наиболее подходит женщинам мусульманкам».
В труде «Казанские татары», 1844 года, Карла Фукса татарки описываются так:
«Чем богаче татарин, чем знаменитее по своей торговле, тем более скрывает своих жен; они только открывают лицо в своей спальне, потому что их лица запрещено видеть даже свекрам, братьям мужа, дядьям и их детям, одним словом каждому мужчине, живущему в доме..».,
«Пара лошадей...везет ее, всю закутанную, к ее знакомой, и она, бедная, не выставит из под покрывала носа до самой горницы своей приятельницы...».,
«Садов у них нет, а ежели и есть у кого, то это небольшие палисадники; туда богатая татарка не смеет выйти, не покрытая с ног до головы джиляном, боясь встретиться с кем-нибудь из родственников, живущих с ней в одном доме. Она боится даже смотреть в окошко, чтобы мимо ходящие по улице ее не увидали... ».
Описывая менее знатных татарок, Карл Фукс вспоминает: «Второстепенные также занимаются хозяйством, смотрят за стряпкой, иногда делают сами пироги и пельмени, выходят на двор смотреть чисто ли в конюшне и в коровнике. Тут они не всегда закрываются при встрече с домашними мужчинами, включая свекра. В гости часто ходят пешком, выставляя при том нос и один глаз».
А вот и «третий разряд татарок» автора книги: «Домашнее хозяйство исправляют сами, стряпают, доят коров и ходят сами по надобности в город, хотя и под покрывалом, но часто с полуоткрытым лицом и закрываются только, встретясь с татарином».
Автор продолжает: «Эти три разделения мои татарок можно отличить во время весеннего праздника Сабантуй. Первостепенные татарки никогда на Сабантуй не пойдут. Вторые ездят..., закутанные в покрывала... Все эти кибитки становятся в лесу, довольно далеко от места, где устроен праздник; отсюда татарки, выставляя один глаз, смотрят и потеют в своих тяжелых нарядах. Никто из них ничего не видит, потому что Сабантуй далек от них и закрыт толпами смотрящих на праздник и экипажами».
Вот еще одно его ценное воспоминание: «...кому показаться в этом пышном наряде? Одному только мужу, или сестрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не позволено показываться самому ближнему родственнику из мужчин».
Автор труда «Казанские татары» также описывает татарскую свадьбу: «Мужского пола в комнатах не было ни души, жених во все время пированья просидел в кухне». Как видно, мужчины и женщины не смешиваются также во время празднования свадеб.
А вот как Карл Фукс, будучи земским врачом, описывает свой поход к болеющей татарке: «Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку... посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила».
Из этих заметок можно сделать вывод, что ещё в XIX веке татарка полноценно покрывалась и старалась, чтобы её не увидели посторонние мужчины.
Но и из этих воспоминаний нельзя делать противоречивый вывод, что хиджаб – это исключительно татарская одежда. Ведь хиджаб, прежде всего, – это одеяние богобоязненных!
«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующим, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Союзники, 59).
Передается от Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (ﷺ) вел утреннюю молитву и верующие женщины посещали ее, закутанные в свои накидки так, что возвращаясь домой, они оставались неузнанными»
(Бухари, Муслим).