Калфак вместо хиджаба: что носили татарские женщины раньше?

С именем Аллаха!

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!

Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол, это исключительно арабская форма одежды, а наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому: носили калфаки, лишь отчасти покрывающие волосы или платочек-косынку, повязываемую назад. Но так ли это в действительности?

Исследуя источники общественной библиотеки и научные труды этнографов по национальному костюму татар, легко можно убедиться в том, что наши прабабушки носили хиджаб, подразумевающий повязывание платка спереди и закрывающий шею. Такие наряды были распространены у татар в Казани, Астрахани, Касимове, в Уфе и в поселениях Сибири. Увы, со временем женщины стали открываться. Это описывается в труде XIX века Ш.Марджани, в знаменитой работе «Мустафад аль-ахбар»: «Сейчас, к большому сожалению, женщины начали носить калфаки, они их носят даже после того, как выйдут замуж».

Калфаки, которые воспринимаются некоторыми, как единственно возможный для татарок национальный головной убор, в действительности являются относительно недавним явлением в истории татарского народа. При этом Ш. Марджани ставил в пример тех женщин, чьи «платки полностью покрывают голову», кто «на грудь одевает специальные нагрудники и всегда носит платья с длинными рукавами», ибо «такая форма одежды наиболее подходит женщинам мусульманкам».

В труде «Казанские татары», 1844 года, Карла Фукса татарки описываются так:

«Чем богаче татарин, чем знаменитее по своей торговле, тем более скрывает своих жен; они только открывают лицо в своей спальне, потому что их лица запрещено видеть даже свекрам, братьям мужа, дядьям и их детям, одним словом каждому мужчине, живущему в доме..».,

«Пара лошадей...везет ее, всю закутанную, к ее знакомой, и она, бедная, не выставит из под покрывала носа до самой горницы своей приятельницы...».,

«Садов у них нет, а ежели и есть у кого, то это небольшие палисадники; туда богатая татарка не смеет выйти, не покрытая с ног до головы джиляном, боясь встретиться с кем-нибудь из родственников, живущих с ней в одном доме. Она боится даже смотреть в окошко, чтобы мимо ходящие по улице ее не увидали... ».

Описывая менее знатных  татарок, Карл Фукс вспоминает: «Второстепенные также занимаются хозяйством, смотрят за стряпкой, иногда делают сами пироги и пельмени, выходят на двор смотреть чисто ли в конюшне и в коровнике. Тут они не всегда закрываются при встрече с домашними мужчинами, включая свекра. В гости часто ходят пешком, выставляя при том нос и один глаз».

А вот и «третий разряд татарок» автора книги: «Домашнее хозяйство исправляют сами, стряпают, доят коров и ходят сами по надобности в город, хотя и под покрывалом, но часто с полуоткрытым лицом и закрываются только, встретясь с татарином».

Автор продолжает: «Эти три разделения мои татарок можно отличить во время весеннего праздника Сабантуй. Первостепенные татарки никогда на Сабантуй не пойдут. Вторые ездят..., закутанные в покрывала... Все эти кибитки становятся в лесу, довольно далеко от места, где устроен праздник; отсюда татарки, выставляя один глаз, смотрят и потеют в своих тяжелых нарядах. Никто из них ничего не видит, потому что Сабантуй далек от них и закрыт толпами смотрящих на праздник и экипажами».

Вот еще одно его ценное воспоминание: «...кому показаться в этом пышном наряде? Одному только мужу, или сестрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не позволено показываться самому ближнему родственнику из мужчин».

Автор труда «Казанские татары» также описывает татарскую свадьбу: «Мужского пола в комнатах не было ни души, жених во все время пированья просидел в кухне». Как видно, мужчины и женщины не смешиваются также во время празднования свадеб.

А вот как Карл Фукс, будучи земским врачом, описывает свой поход к болеющей татарке: «Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку... посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила».

«Милли киемле ханым»: возрождение традиций в современной моде (ФОТО)
В стенах Духовного управления мусульман Республики Татарстан прошла Республиканская женская конференция «Милли киемле ханым» - «Национальная одежда мусульманки»
12.02.2020
3333

Из этих заметок можно сделать вывод, что ещё в XIX веке татарка полноценно покрывалась и старалась, чтобы её не увидели посторонние мужчины.

Но и из этих воспоминаний нельзя делать противоречивый вывод, что хиджаб – это исключительно татарская одежда. Ведь хиджаб, прежде всего, – это одеяние богобоязненных!

«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующим, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Союзники, 59).

Передается от Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (ﷺ) вел утреннюю молитву и верующие женщины посещали ее, закутанные в свои накидки так, что возвращаясь домой, они оставались неузнанными»
(Бухари, Муслим).

"Особенность мусульманской одежды – это возможность сохранить женское самоощущение"
Пожалуй, каждый знает о такой поговорке, как «Встречают по одёжке, а провожают по уму». А как много о нас может рассказать наша сегодняшняя повседневная одежда, головной убор, подобранные изящные украшения? А раньше по тому, как повязан платок, какая вышивка присутствует на фесе или калфаке, как звенят серёжки, есть ли на фесе кисть, какое изю на девушке можно было узнать не только социальное положение, но и возраст представительницы прекрасной половины человечества, уровень её рукоделия и даже характер.
16.02.2018
6904

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!

Социальные комментарии Cackle