Фото: AylinGuneyiPhotograpy/ shutterstock.com
Профессор Хасан Камиль Йылмаз делит историю тасаввуфа на следующие три периода:
1. Период зухда (отречения от мирского).
Этот период включает в себя первые два века хиджры (VII-VIII вв. по христианскому летоисчислению), то есть эпоху сахабов, табиʻинов и атбаʻут-табиʻинов.
2. Период тасаввуфа.
В этот период начали употребляться понятия «суфий» и «тасаввуф», появились первые известные суфии. Он берёт своё начало с конца II века и продолжается вплоть до V века хиджры (конец VIII – XI вв. по христианскому летоисчислению), то есть охватывает 3-3,5 века.
В этот период тасаввуф сформировался как институт, и такие знаменитые суфии и знатоки тасаввуфа, как Джунайд аль-Багдади, Баязид аль-Бистами, Абуль-Хусейн ан-Нури, Мансур аль-Халладж, Абу Наср ас-Саррадж и Абу Хамид аль-Газали жили в эту эпоху.
3. Период тариката.
В этот период возникли и стали частью общественной жизни тарикаты, являющиеся самыми сильными из учреждений тасаввуфа. Он начался с VI века хиджры (с XII века по христианскому летоисчислению) и продолжается до наших дней. К этому периоду относится деятельность таких великих мыслителей тасаввуфа, как Абу Хафс ас-Сухраварди, Мухйиддин ибн ʻАраби, Джалаладдин Руми и др.
Что значат слова пророка «Мир этот - тюрьма для верующего»?
Зухд означает отсутствие в сердце привязанности и любви к земной жизни и мирским благам. Пророк ﷺ не имел страсти к накоплению имущества. Он вёл скромный образ жизни, довольствовался малым. Такой образ жизни он рекомендовал и сподвижникам.
Как передает Ибн ʻАббас (да будет доволен им Аллах), бывало, что Досточтимый Пророк ﷺ иногда несколько рассветов подряд встречал голодным, и его домочадцы, в большинстве случаев, ничего не имели на ужин. К тому же, хлеб их был ячменный (Ибн Саʻд «ат-Табакат аль-кубра»).
В предании от Абу Хурайры и ʻАйши (да будет Аллах доволен ими обоими) говорится, что на протяжении месяцев в доме Посланника Аллаха ﷺ не варился бульон, и его семья питалась водой и финиками; а иногда пили молоко, принесённое соседями, у которых были дойные животные (Ибн Саʻд «ат-Табакат аль-кубра»).
Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) говорил, что «не было случая, чтобы Пророк ﷺ на обед и ужин обильно ел мясо и хлеб». Анас также передает, что на одной свадьбе Посланника Аллаха ﷺ не было даже мяса и хлеба (Ибн Саʻд «ат-Табакат аль-кубра»).
ʻАбдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: [Однажды] Посланник Аллаха ﷺ уснул на циновке, а когда он встал, она оставила след на его теле. [Тогда] мы сказали: «О Посланник Аллаха, нам следовало постелить тебе мягкую подстилку». [На это Пророк (мир ему и благословение)] сказал: «Что мне до мира этого? Поистине, в нем я подобен всаднику, который останавливается на отдых в тени [дерева], а потом уезжает и покидает его» (Тирмизи).
Посланник Аллаха ﷺ очень любил давать милостыню. Он так наставлял Билаля (да будет доволен им Аллах): «О, Билал, подавай милостыню. Не бойся, что от милостыни хозяин аль-ʻАрша уменьшит твое имущество!» (Абу Дауд).
Сообщается, что Абуль-’Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Однажды] к пророку (мир ему и благословение), пришёл какой-то человек и попросил [его]: «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди».
[В ответ на это Пророк ﷺ] сказал: «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Aллаx, отрекись от [принадлежащего] людям и будут любить тебя люди» (Ибн Маджа).
20 удивительных фактов о милостыне в исламе
Сабиров Н.Р. Тасаввуф.