Существуют предания о понимании и знаниях имама Ахмада, которые приводят людей в удивление. Его знания охватывали любой вопрос, о котором говорили и который имел отношение к тому, что происходило со сподвижниками, их последователями и последующими поколениями.
Он также был осведомлен о словах ученых больших городов и имамах других стран (наподобие имамов Малика, Ауза‘и, ас-Саури).
Он был осведомлен о знаниях этих имамов и их фетвах: с некоторыми он соглашался, а с некоторыми у него были разногласия. Например, Муханна ибн Йахья аш-Шами пришел к нему с вопросами, которыми занимались Ауза‘и и его последователи, и он дал ему ответы.
Другая группа обратилась к нему с вопросами имама Малика, спрашивала фетвы из сочинения «Муватта» и вне его, он также отвечал на них. Об этом оставили сообщения Ахмад ибн Ханбаль и другие.
Исхак ибн Мансур обратился к нему с вопросами ас-Саури, он также дал ответы на них. Немного раньше он переписал книги последователей Абу Ханифы, постиг их смысл, глубоко проанализировал их источники в фикхе и методологию. В одно время вел споры с Шафи‘и, беседовал с ним и получал его знания.
Имам Шафи‘и рахимахуллахи хвалебно отозвался о глубине его ума и знаний. Вместе с этим, Ахмад ибн Ханбаль, когда слава о его уме и знаниях разошлась, был еще молодым парнем.
Как известно, если человек постигнет глубину этих наук и достигнет вершины в них, сравнивая события с методологией, которая зафиксирована в упорядоченном виде, и с известными источниками, он сможет легко найти ответы на все вопросы.
В этой связи Абу Саур сказал следующие слова про него: «Когда спрашивали какой-либо вопрос у Ахмада, было такое ощущение, что все знания мира находятся у его ног. Или как говорят: «Несмотря на то, что мы не знали какую-либо достоверную сунну Пророка ﷺ, а он был осведомлен о ней, он был одним из тех, кто строго следовал сунне, если она была достоверной и отсутствовал какой-либо более сильный хадис, противоречащий ему. Он оставлял недостоверный хадис или хадис, которому противоречил более сильный хадис».
Читайте также: «Это самая большая смута»: опровержение тем, кто не следует мазхабам
Они были осведомлены о хадисах шаз [хадис, переданный достойным доверия передатчиком, но противоречит другому достоверному хадису] и, оставляя их, они довольствовались хадисами, которыми пользовались саляфы, так как их период жизни саляфов был близок к периоду пророчества и они часто применяли слова, переданные от сподвижников, их последователей и следующих поколений.
Они знали то, о чем не знали те, до которых сунна дошла только через сборники хадисов, из-за того, что прошло очень много времени.
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Фото: shutterstock.com.