Имам Ахмад: знаменосец сунны и хадисов

Касательно знаний имама Ахмада о Книге: «Он уделял особое внимание наукам Корана и постижению его смыслов. Он говорил следующие слова с целью упрека своих друзей: «Люди оставили дело постижения смыслов Корана». Он сочинил много книг по кораническим наукам. Среди них – это работы «Насих ва Мансух», «Аль-Мукаддим валь-Муаххир».

Он также составил «ат-Тафсир аль-Кабир»: в этой книге изложены высказывания сподвижников и их последователей в области тафсира. Его тафсир схож с тафсирами шейхов ‘Абдурраззака, Вакии, Адама ибн Абу Ильяса и других; его современников Исхака и других; тех, которые появились после него из числа мавали: ан-Насаи, Ибн 42 Маджа, Абду ибн Хамида, Ибн Абу Хатима; и наподобие тафсиров других мухаддисов, которые переданы праведными предшественниками [саляф]. Каждый из них собрал в тафсире предания саляфов, без малейшего добавления от себя».

Касательно его знаний по поводу сунны: «Его знания в этой области стали известными, широко распространились и это вопрос, по которому возникло согласие и иджма‘ по нему. Впрочем, он знаменосец сунны и хадисов. Он – один из лучших знатоков высказываний Пророка ﷺ, его сподвижников и их последователей в свою эпоху.

Читайте также: «Это самая большая смута»: опровержение тем, кто не следует мазхабам

В этом вопросе он расходится со своими современниками в личных характеристиках: силой памяти и объемом запоминания.

Про него говорили: «Он заучивал наизусть триста тысяч хадисов. Достоверный отличал от слабого. Иногда он опирался на познания в области различения подлинного от неполноценного».

Одним словом, он достиг самого пика науки «джарх ва та‘диль» [наука подтверждения или отклонения тех или иных людей из цепочки передатчиков хадисов]. Иногда он отличал цепочки хадисов и их противоречия путем получения знаний. Это подразумевает знание недостатков и «болезней» хадисов.

В этой науке он также достиг самой вершины. Несмотря на то, что было много знатоков в области знаний недостатков хадисов «марфу‘» [хадисы, которые являются словами пророка Мухаммада], среди них никто не достиг уровня знаний недостатков хадисов «маукуф» [хадисы, которые восходят к сподвижникам пророка Мухаммада]. Любой, кто глубоко размышляет над его словами, приходит в восторг и в этой науке мало кто достиг его понимания».

Другая особенность, которая отличает его от современников – это его понимание в фикхе хадисов, знание им дозволенного/запретного и их значений. Согласно свидетельству его современников Исхака, Абу ‘Убейда и других имамов, он был самым ученым из его современников. Любой, кто глубоко размышляет над его словами в фикхе и разбирается в его источниках и методе, по которому он следует, осознает, насколько он силен в глубине понимания вопроса и извлечении решений.

Из-за тонкости его высказываний в этой области, даже некоторые ученые-имамы из его мазхаба с трудом понимали его сочинения. По этой причине, вместо того чтобы обратится к его источникам, которые содержат большое количество подробностей, они обращались к источникам других мазхабов.

Поэтому возникло очень много вопросов в понимании его слов и его словам были приписаны несвойственные им значения. Из-за такого положения, то, что требуется для учеников его мазхаба – это глубокие размышления над его словами и постижение их смысла.

Продолжение следует...

Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам» 

Фото: shutterstock.com.

Социальные комментарии Cackle