Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 84. Разъяснение того, что юноша спросил у старца: «О старец, времена повидавший и весь мир обошедший! Расскажи, что ты видел из диковин, дабы стало известно»
Один спросил у шейха великого: «О повидавший бесчисленное [множество] дней и ночей!
Расскажи, что в мире видел ты из диковинного.
Расскажи слуге [своему], дабы стал он разыскивать.
Сказал ему старец: «Много есть диковин.
Появляются они в мире благодаря Аллаху.
В мире много [земель] я обошел,
Не одну, а много диковин я повидал.
Румиец и негр (день и ночь – прим. ред.) ходят вместе.
Оба они не отделятся друг от друга.
Словно мед и молоко они смешались.
Оба они радостны, а не в печали пребывают.
Откуда они появились в этом мире?
Лик показали людям они из сокровенного.
То правит негр, то правит румиец,
Принимать румийца за негра – это незрелость.
Эти две противоположности в одном кафтане и рубашке находятся.
Одна сущность проявилась в двух телах.
Царство востока Аллах дал ему (румийцу – прим. ред.),
Свободное от жары, холода и [месяца] дей (то есть зимней стужи – прим. ред.).
Удивительный царь, юноша луноликий он,
Правящий страной своей. Власть ему принадлежит.
Когда из воротника высовывает он лик красивый,
У людей благодаря ему имеется пища для сердец.
Всякий раз, когда руки простирает он в щедрости,
Рассыпает во все стороны серебро и золото.
Царством его восток является, он есть царь восточный.
Пойми ты, если познавшим являешься, кем является тот царь.
Благодаря бытию его миру была явлена щедрость
С того времени, когда он благодаря Истинному (Хак) возник.
Разве людям без него где-нибудь будет облегчение?
Ибо Аллах в него эту природу заложил.
Когда тот царь появляется на небе,
Благоденствие возникает в мире.
Когда царь румский совершает такое деяние,
Царь негритянский голову поднимает из-за засады.
Возникает у людей покой,
Освобождается и очищается народ от смуты.
Все угнетенные спасаются от угнетателей,
Когда царь негритянский показывает лик явственно.
Звери и птицы повсюду
Успокаиваются все по велению Божьему.
Увидел я румийца и негра [занятыми своим] делом»,
- Сказал это старец юноше избранному.
В удивление пришел тот друг дорогой.
Одна сущность, о диковинный, а двумя вещами [является].
Когда он некоторое время в размышление о них погрузился,
Тот юноша старику снова сказал: «Скажи, кто такие румиец и негр?
Что представляют собой эти диковины?
Кем они являются?».
Уста раскрыл тот старец властный и юноше
Сказал: «Послушай, о юноша удачливый!
Эти двое царями являются, что мир поедают.
Эти два царя весьма диковинными владыками являются.
Противоположны они друг другу, [но] товарищами близкими друг другу приходятся.
Такое диво никогда не рождалось из небытия.
С того времени, как человек появился,
С тех пор, как Истинный (Хак) два мира сотворил.
Эти два царя делами заняты денно и нощно.
Румиец и негр вместе [находятся] – чудное дело!
Жизнь нашу они расходуют,
Когда укрывают нас от этого мира.
Поскольку они вместе находятся и смешаны друг с другом,
Люди из-за них радуются и грустят».
Сказал старец еще раз юноше:
«Спроси у друга [Аллаха] об этом смысле, [так и] знай!
У друга [Аллаха] есть чудотворства и чудеса.
Спасут они тебя от этой боли и тоски.
Этих двух царей ты также узнаешь из слов его,
Когда расскажет он тебе во всех подробностях».
Юноша ушел и пришел к другу [Аллаха],
Дабы стать благодаря ему обладателем сердца.
Друг [Аллаха] сказал юноше:
«О, юноша! Если этих двух царей не знаешь ты, то узнай.
Они не цари, а ворами являются.
Воры, непременно, в этой темнице находятся.
Румийцем и негром являются эти день и ночь.
О, юноша! В них нет больше ничего удивительного.
Оба они из целесообразности,
Будучи сущностью единой, двумя качествами кажутся.
Царь этих двоих является царём и султаном нашим,
Пречистым от земли и небес.
Оба мира сотворил Он из небытия.
Все, что пожелает, делает постоянно.
Эти два царя в подчинении у Него находятся,
Оба они, подобно ворам, в этой темнице Его томятся.
Разумом является тот старец, если тебе известно.
Тем юношей, в конце концов, являешься ты.
Посмотри на себя! Ты еще удивительнее этих двоих,
Если из того мира ты, то здесь ты чужак.
Прежде, чем эти два царя грабеж учинят,
Семь членов у тебя вырвут,
Развод дай, от них обоих освободись!
О, сын халифа! Оставь тех двух царей!
Голову положи у чертога Царя царей,
Который этих двух царей сделал правителями в мире.
Если хоть немного почувствуешь запах того Царя,
После этого станет дозволенным для тебя владычество.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.