О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных, помеченных для жертвы, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура «Маида», аят 2)
Этот коранический аят повелевает нам соблюдать законы, никогда не поддаваясь чувству мести, быть справедливыми и помогать друг другу в совершении добра, а также запрещает оказывать помощь друг другу греховных делах и враждебных действиях, которые противоречат сущности Ислама.
Сура Корана, из которой взят этот аят, была ниспослана одной из последних. Священный Коран с самого начала нацеливал мусульман на совершение добра и избежание несправедливости. И вот в конце этого периода непрерывного наставления людей, длившегося двадцать три года, снова обращается к этим же темам. Семена добра, которые сеял Коран в души отдельных людей в течение двадцати трех лет, взошли и дали свои плоды в масштабах всего общества. И можно было ожидать, что новые люди, благодаря этому воспитанию ставшие образцами добродетели, теперь станут соревноваться в богобоязненности и благочестии, помогая в этом друг другу.
К этому же вопросу направляют наше внимание и такие фразы из приведенного аята: «И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление». Ведь эти слова в первую очередь обращены к тем, кто в недавнем прошлом подвергались унижению и несправедливости. Однако теперь они стали победителями и были в состоянии отомстить тем, кто мучил их и унижал. Мекка была завоевана, а те мекканские язычники, которые до этого не давали мусульманам совершить хадж к Каабе, теперь оказались поверженными.
Коран предупреждает победивших мусульман не уподобляться своим врагам, указывает им тот адрес, где можно обрести добро и благочестие. Коран говорит им: «Вспомните, как ваши враги, помогая друг другу, совершали несправедливость по отношению к вам. Смотрите, и не делайте того же самого и вы по отношению к ним! Не действуйте, подчиняясь чувству ненависти и стремясь к отомщению. Не помогайте друг другу в грехе и вражде. Вам не подходит желание мести, усиление враждебности и совершение насилия. Вам больше к лицу благочестие и богобоязненность. Старайтесь помогать друг другу именно в этом».
Если будем учитывать, что все требования религии, начиная от выплаты закята и заканчивая радушием к гостям, направлены на достижение добра, мы сможем еще лучше осознать, насколько широко держит наша религия двери добра и благочестия.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Сура «Бакара», 2:177).
Богобоязненность (таква) означает жить с постоянным чувством ответственности перед Господом, исполнять все повеления и запреты Аллаха, опасаться таких суждений, слов и поступков, которые могут нанести вред человеку в этом мире и в ахирате и стать причиной адских мучений.
Религиозный долг состоит и в том, чтобы мусульмане, соревнуясь между собой, совершали многочисленные хорошие поступки и оказывали в этом помощь друг другу. Такую помощь и поддержку людей между собой, доброту их отношений наша религия считает одним из проявлений братских взаимоотношений мусульман, источником которых является богобоязненность.
Необходимость взаимной помощи и поддержки несомненно вытекает из социальной сущности людей и их совместного проживания. Однако эта взаимопомощь не должна противоречить правовым и моральным принципам, потому что без этого любая помощь и поддержка не будут иметь никакой ценности с точки зрения Ислама. Ведь оказание помощи в совершении несправедливости Ислам считает злом и велит препятствовать этому. Наш любимый Пророк (ﷺ) повелел: «Будь он притеснителем или притесняемым, помоги своему брату!» И тогда у него спросили: «О Посланник Аллаха! Если мой брат притесняемый, я конечно помогу, но как помочь, если он притеснитель?» На этот вопрос Пророк (ﷺ) ответил так: «Ты воспрепятствуешь его притеснению, и это будет твоей помощью ему». (Бухари, «Мезалим», 4).
Несомненно, взаимная помощь тех людей, идеалом которых является совершение добра, именно в этом должны помогать друг другу. У каждого обязательно есть такое добро, которое он в силах совершить. Мусульманин не должен останавливаться лишь на собственном добродеянии, а помогать в этом другим людям, призывать их к добру и благочестию. Потому что Всевышний Аллах повелевает нам помогать друг другу в совершении добра и отказе от зла. Тот, кто делает добро ради Аллаха, оказывает другим людям материальную и моральную помощь и поддержку ради Аллаха, безусловно, и воздаяние получит от нашего Господа. (См. «Шура», 42:23).
Наряду с взаимной помощью в добре также одной из религиозных обязанностей мусульман является стремление удерживать других людей от совершения зла. Всевышний Аллах благоволит: «Не помогайте друг другу в грехе и вражде». Принцип «повелевать добро и удерживать от злого» упомянут в Священном Коране в качестве одной из особенностей добродетельных людей. Все пророки исполняли это повеление, старались избавить от злодеяний те народы, к которым они были направлены. О сынах Исраиля, которые не хотели слушать своих пророков, Всевышний Аллах говорит так: «Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Сура «Маида», 5:79).
По этой причине, наша религия включила этот принцип «повелевать добро и удерживать от злого» в число тех обязанностей, которые должны исполняться мусульманами.
Islam-Today