Вопрос:
На сколько известно есть хадис, в котором блудница, напоившая умиравшую от жажды собаку, заслужила прощение, и попала в Рай. А другая женщина заслужила наказание в Аду за то, что заперла кошку, лишила ее возможности питаться, и в итоге животное умерло.
Не является ли прощение в таком случае несправедливым? Есть люди, которые ведут праведный образ жизни, но потом из-за одной ошибки могут попасть в Ад. Получается, можно совершать все, что угодно, а потом сделать какое-нибудь благое дело и попасть в Рай?
Ответ:
Как видно из вашего вопроса, вы не совсем верно воспринимаете понятие справедливости. Справедливость вовсе не означает равенство. Кто-то может быть голоден, а кто-то умирать от жажды. То есть одному из них требуется еда, а другому - питье. И если вы, ради «справедливости» в вашем понятии, дадите им обоим только еду, или же только питье, то это не будет справедливостью.
Соответственно справедливость – это когда все получают то, что должны получить. Наш мир, наша Вселенная разнообразна. Есть творения, которые вы не увидите не вооруженным глазом, есть творения летающие, есть плавающие, ползающие. Говоря проще, они не являются равными, но это вовсе не означает, что это не справедливо по отношению к одним или к другим.
Всевышний Создатель - владелец и Творец всего этого разнообразия, и Он вправе распоряжаться со своими творениями на свое усмотрение. И лишь Он ведает о скрытых для нашего сознания глубоких смыслах и предназначениях данных творений.
Справедливость – это не инструмент для равенства, это способ сохранения гармонии. Если бы мышь ради «справедливости» имела ухо такого же размера, как и у слона, то было бы это справедливым на самом деле?
Справедливость может быть как прямой, так и косвенной. Прямая справедливость, когда каждый имеет то, что должен иметь. Например, то, что разные творения обладают разными способностями, разными условиями, разными возможностями. Когда муха может летать, заяц быстро бегать, а рыба покрытая чешуей живет в воде.
Косвенная справедливость, когда в конечном итоге мы получаем наименьший убыток или же наименьшее зло. Например, когда в обществе люди имеют разный социальный статус и материальный достаток. Если бы все в обществе были одинаково бедными, то соответственно никто не мог бы помогать друг другу. А если бы все были достаточно богатыми, то не было бы возможности помогать другим. Таким образом достигается гармония, где все нуждаются в друг друге – одни нуждаются в помощи, другие в том, чтобы ее оказать.
Как сказал Всевышний Аллах в аяте Священного Корана:
«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (сура аз-Зухрув аят - 32) .
Из вышеизложенного следует, что справедливость не противоречит милосердию и прощению. Справедливость – это когда, каждый получает в итоге по заслугам, кто-то награду, кто-то наказание. Прощение же является милостью и милосердием, и не может быть противоречием понятию справедливости, или же препиранием чьих-то прав.
Поэтому к женщине, напоившей собаку, то есть проявившей милосердие, Всевышний проявил свою Милость и Милосердие, и не коим образом не нарушил равновесие чаши справедливости. Женщина же, которая из-за своих осознанных действий стала причиной смерти кошки, заслужила наказание, получив тем самым то, что ей полагается, и это также не является нарушением справедливости.
Милость есть проявление добродушия, и проявление этой милости к одному, не требует проявления его ко всем остальным, и это не будет противоречием понятию справедливости.
Islam-today