Совершается ли джаназа-намаз по человеку, который совершил самоубийство?

Самоубийство — это когда человек выбирает смерть по собственной воле и убивает себя, зная последствия данного шага. Хотя в Священном Коране нет прямых аятов, которые запрещают самоубийство, можно говорить о том, что самоубийство включено в аяты, запрещающие убийство человека.

“О те, которые уверовали! ... Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам” [Сура ан-Ниса 4:29].

Опираясь на данный аят суры ан-Ниса, можно говорить о недозволенности самоубийства. Ибо в этом аяте, наравне с некоторыми грехами, речь идет и о наложении на себя рук [Ибн Касир, 2/235].

Когда мы посмотрим на благословенные высказывания нашего Пророка (мир ему) то увидим, что самоубийство запрещено в строжайшей форме. Например, Посланник Аллаха (мир ему) не совершил джаназа-намаз над телом человека, совершившего самоубийство [Муслим, Джанаиз, 107; Тирмизи, Джанаиз, 68].

У человека, совершившего самоубийство, в Загробной жизни это деяние будет все время повторяться. Например, тот, кто наложил на себя руки, вонзив в живот железо, в Аду продолжит вонзать в свой живот железо. И это будет продолжаться до бесконечности [Бухари, Тибб, 56; Муслим, Иман, 175].

Несмотря на то, что самоубийство не встречается среди хадисов о тяжких грехах, улемы оценивали суицид как тяжкий грех. Такие ученые как аль-Хайтами и аз-Захаби в своих трудах относят самоубийство к тяжким грехам. Ученые Ахли-Сунны согласны с тем, что самоубийца совершает тяжкий грех, однако они также едины в том, что такой человек не считается вышедшим из веры.

Согласно их утверждению лишь "тот, кто убьет себя, утверждая, что самоубийство является дозволенным, будет находиться вечно в Аду”. Кроме того, исламские ученые едины во мнении о том, что самоубийца должен быть омыт как обычный верующий и похоронен на мусульманском кладбище. Однако мнения ученых разделились в вопросе о том, можно ли совершать джаназа-намаз над телом самоубийцы.

Некоторые имамы как Абу Юсуф, Умар ибн Абдилазиз, Авзайи и др. опираясь на хадис, согласно которому Посланник Аллаха (мир ему) отказался совершать джаназа-намаз над самоубийцей, вынесли решение запрещающее совершение джаназа намаза над самоубийцами.

С другой стороны, такие ученые как Хасан аль-Басри, ан-Нахаи, Катада, Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик и др. утверждали о необходимости совершения джаназа-намаза над телом самоубийцы. Их аргументом является то, что Пророк (мир ему) не совершил джаназа-намаз над самоубийцей, дабы отвести других от совершения подобных деяний, и чтобы показать, насколько самоубийство является мерзким деянием перед Господом.

В качестве второго аргумента они обратили внимание на то, что, если было бы запрещено совершать джаназа-намаз над телом самоубийцы, то Пророк (мир ему) удержал бы своих сподвижников от совершения намаза. Однако, Пророк (мир ему) этого не сделал, а значит нет запрета на его совершение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самоубийство категорически запрещено в нашей религии и относится к тяжким грехам. Если Всевышний не смилуется над человеком, совершившим суицид, то в Загробной жизни его ожидает страшное наказание.

Между тем среди причин самоубийства могут быть одержимость джинами или состояние, не зависящее от воли самого человека. Есть надежда на то, что положение таких людей будет отличаться от тех, кто совершил самоубийство по своей воле, и Всевышний их простит.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle