Сможет ли войти в Рай тот, кто всю жизнь совершал грехи?

Вопрос.

От чего зависит уйдет ли человека из жизни будучи верующим или нет: от того, как он прожил жизнь или от последних минут его жизни? 

Ответ.

Если опираться на Священный Коран и Сунну Пророка (мир ему), для того, чтобы человек умер верующим, необходимо:

- жить как мусульманин,

- думать как мусульманин,

- не выходить за рамки дозволенного.

Слова пророка Йакуба (мир ему), приведенные в суре "аль-Бакара": “И умирайте не иначе, как будучи мусульманами” (Сура "аль-Бакара", аят132), и хадис посланника Аллаха (мир ему): “Как живете, так и умрете; как умрете, так и воскресните” (Алийулькари, Миркат аль-Мафатих, 1/332, 7/375, 8/431) являются доказательством этой истины.

Один из величайших богословов маликитской правовой школы Имам Куртуби, который прекрасно владел знаниями всех четырех правовых школ, в своем труде “ат-Тазкира фи ахвали аль-маута ва умури аль-ахира” сказал следующее:

“В наш период мы стали свидетелями людей, которые проживали свою жизнь таким образом, что, уходя из нее закрывали глаза с устоявшимися взглядами на нее. Например, кто-то говорил: "Принесите сено. Дайте животным травы. Выведите ослов на выгул!". А кто-то говорил: "Присмотрите за моим ребенком. Я хочу немного потанцевать и повеселиться".

Как человек проведет свою жизнь в этом мире, так он и уйдет в мир иной. По этой причине человек должен уделять большое внимание наполнению души и тела благими вещами. Все это является причиной, чтобы обратить свои взоры на бесконечную благодать Всевышнего и просить Его о прощении и помощи. 

Показательными для нас являются истории фараона и грешника. Фараон прожил надменную жизнь и даже уходя под воду не смог окончательно победить свои сомнения, покинув этот мир в неверии. С другой стороны грешник, который благодаря имевшейся у него мельчайшей частичке веры, был удостоен рая.

Согласно хадису, переданному Абу Саидом Садом ибн Маликом ибн Синаном аль-Худри (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему) рассказал следующую историю:

“В прежние времена жил человек, который убил девяносто девять человек. Потом он спросил местных жителей: “Кто тут самый видный ученый?”. Ему показали на одного монаха. После этого он пришел к монаху и задал ему вопрос: “Я убил девяносто девять человек. Буду ли я прощен, если покаюсь?”. На что монах категорично ответил: “Твои покаяния не будут приняты!”.

Услышав такой ответ, он убил и этого монаха. Таким образом количество убитых достигло ста человек. Он продолжал искать самого знающего человека на земле, и ему указали на одного учёного. Он сказал: “Я убил сто человек. Есть ли для меня покаяние?”. Тот ответил: “Да. Что же может препятствовать твоему покаянию? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, которые поклоняются Всевышнему. Поклоняйся Аллаху с ними и не возвращайся на свою землю, ибо она — грешная”.

Он отправился и прошёл полпути, когда настигла его смерть. Ангелы милости и ангелы наказания стали препираться о нём. Ангелы милости сказали: "Он пришел покаявшимся, обратив своё сердце ко Всевышнему”. Ангелы наказания же сказали: “Поистине, он абсолютно не совершил благих дел”.

К ним пришёл ангел в образе человека и рассудил между ними, сказав: “Измерьте расстояния отсюда до этих двух земель, и к какой он окажется ближе, оттуда и будет”. Они измерили их, и он оказался ближе к земле, к которой стремился, и ангелы милости приняли его” (Ибн Маджа, Дийат, 2).

Божье провидение все время направлено наибольшему благу человека. Поэтому, как рабы Творца, мы всегда должны искать успокоение в Его милосердии. В противном случае, это может быть рассмотрено как проявление несогласия воле Всевышнего. Нельзя забывать, что Он является высшей точкой блага и справедливости. Иногда Аллах прощает людей, а иногда нет. Мы же должны просить Всемогущего Создателя уберечь нас от огорчений и не лишать нас Своей защиты и милости.

Иногда может случиться такая ситуация: человек всю свою жизнь прожил уверовавшим, однако умер в неверии. В этом вопросе очень важными являются такие факторы, как сила веры, уровень знаний и степень богобоязненности. Иногда человек может совершать грехи, однако обладать таким чувством преданности Творцу, которая будет способна его спасти в подобных ситуациях.

Вспомните Нуаймана (да будет доволен им Аллах). Он был одним из сподвижников Пророка (мир ему). Но, к сожалению, даже став мусульманином, он долгое время не мог отказаться от употребления вина. За это он много раз подвергался наказаниям. Однажды один из сахабов, снова увидев Нуаймана в пьяном виде, начал его бранить, высказывая свое порицание, на что посланник Аллаха (мир ему) грозно сдвинул брови и сказал: “Не помогайте сатане против собрата вашего. Клянусь Аллахом, он любит Всевышнего и его Посланника” (Бухари, Худут, 4,5).

Вероятно, несмотря на то, что Нуайман употреблял запретный напиток, из-за любви ко Всевышнему его часто мучали угрызения совести. Кто знает какие душевные муки его терзали после совершения данного греха. В Священном Коране сказано: "Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния" (Сура "Худ", аят 114).

Каждый из нас грешен, но Господь часто прощает нам эти прегрешения. Таким образом мы можем ощущать его безграничную милость и возносить Ему хвалу. Также Всевышний может удостоить человека рая из-за совершения какого-то определенного благодеяния. Так в одном из сохранившихся преданий Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), который еще при жизни был удостоен благословенным раем, на вопрос за какие деяния он был прощен Всевышним ответил: "Однажды один ребенок держал в руках птицу и причинял ей боль. Проходя мимо, я выкупил птицу за несколько монет и отпустил ее. И мне было сказано: "Мы простили тебя за это деяние!".

Поэтому всегда нужно помнить, что поводом для прощения человека может стать даже самое маленькое благодеяние. Один из самых близких и любимых сподвижников посланника Аллаха (мир ему) - Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) за свою жизнь совершил огромное количество благих дел. Однако именно это конкретное благодеяние сыграло важную роль в прощении Всевышним.

О, Всемогущий Аллах! Направь нас прямой стезей и не сворачивай наши сердца с этого пути. Удостой нас Своим милосердием и прощением. Воистину, Ты - Прощающий. Ты дал слово, что обращенные к Тебе не собьются с пути. Ты держащий Свои обещания!

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle