Ислам придает особое значение единению людей. В Священном Коране сказано:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَارْكَعُوا مَعَ الرَّاكِعِينَ
“[Полноценно] совершайте [обязательный пятикратный] намаз, выплачивайте [из своего имущества обязательный] закят и совершайте поясные поклоны [перед Аллахом] вместе с совершающими поясные поклоны” (сура “Аль-Бакара”, аят 43).
Повеление преклоняться с преклоняющимися подразумевает совершение совместных намазов. Таким образом Всевышний говорит о важности коллективных намазов, так как они позволяют мусульманам встречаться друг с другом, помогать друг другу, а также чувствовать себя единым целым.
После того, как намаз стал обязательным поклонением для всех мусульман, посланник Аллаха (мир ему) начал лично возглавлять все пятикратные намазы. И всячески приобщал мусульман совершать намазы вместе с общиной в мечети (Абу Дауд, Салят, 49).
Существует множество хадисов, в которых говорится о важности совершения коллективных намазов. В одном из хадисов Пророк (мир ему) сказал:
“Если в одном селении или в пустыне находятся три человека, и они не совершают вместе намаз, то шайтан обязательно овладеет ими. Поэтому не отделяйся от общины. Ибо отделившуюся от общины овцу съедает волк” (Абу Дауд, Салят, 47).
В другом хадисе посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Когда человек совершает намаз вместе с кем-то, то он получает большее благо и награду, чем если бы делал это в одиночку. Даже если молятся вместе два человека, благо и достоинство их намаза превосходят намаз молящегося в одиночку. Чем больше совершающих намаз вместе людей, тем более Всевышний доволен ими» (Абу Дауд, Салят, 47; Насаи, Имамат, 45).
В частности Пророк (мир ему) говорил: “Тот, кто совершает коллективный намаз получает в 27 раз больше саваба, чем тот, кто совершает его в одиночестве” (Бухари, Азан, 30; Муслим, Масаджид, 249).
Опираясь на аяты Священного Корана и хадисы Пророка (мир ему), богословы ханбалитского мазхаба считают, что коллективное совершение намаза является фардом аль-айном, то есть обязательным для всех мужчин. Богословы шафиитского мазхаба относят коллективное совершение намаза к фарду аль-кифайе - он обязательный, но при уважительной причине намаз можно совершать в одиночку.
Согласно ханафитскому и маликитскому мазхабам, коллективное совершение всех обязательных (фард) намазов (кроме пятничного намаза) является для мужчин сунной-муккадой - настоятельно рекомендуемым действием. Следовательно, по ханафитскому мазхабу, если мусульманин имеет возможность, то он должен стараться совершать обязательные намазы в коллективно (Маргинани, аль-Хидайа, I, 55; Касани, Бадаиус-Санаи, I, 384, Аль-Джазири, Китабуль-фикх алель-мазахибиль-арбаа, I, 230).
Почему коллективный намаз лучше намаза, совершенного в одиночку? >>
Islam-today