Люди, которые не познали себя, всегда ищут выход из положения, находя оправдание своим деяниям. Это положение также находит выражение в религиозных вопросах.
Мы становимся свидетелями того, что не совершающие намаз или зависимые от спиртных напитков люди постоянно оправдываются: «А что мы можем сделать? Это наша судьба!» В то время как эти слова являются чистым самообманом, и в них нет даже доли истины.
Ведь Всевышний Аллах, будучи осведомленным о деяниях людей до их сотворения, предопределил их судьбу согласно им. Получается не так, как говорят эти люди: «Мы вынуждены жить согласно судьбе, которую предопределил нам Всевышний Аллах».
Читайте также: 7 фактов об Аде, упомянутые в Коране
Всевышний Аллах сказал:
«Часть из них [людей] Он [Аллах Всевышний] наставил на верный путь [даровав им веру], а другим заслуженно предопределил заблуждение. Просто они избрали шайтанов своими друзьями вместо Аллаха и полагают, что следуют истине» (Аль-А‘раф, 7:30).
В конце предыдущего аята Всевышний Аллах говорит:
«Как Он создал вас изначально, также вы к Нему и вернетесь [когда Он воскресит вас]» (Аль-А‘раф, 7:29).
Всевышний Аллах поясняет, что события в мирской жизни протекают согласно предначертанному плану и Его извечному знанию дел, а в следующем аяте указывает на Свое извечное решение:
«Часть из них [людей] Он [Аллах Всевышний] наставил на верный путь [даровав им веру], а другим заслуженно предопределил заблуждение» (Аль-А‘раф, 7:30).
Одна группа муфассиров считает, что начало 30-го аята имеет явную связь с концом 29-го аята. Ибн ‘Аббас и имам Судди радыяллаху ‘анхума передают, что смысл аята заключается в следующем: «Мы изначально одну группу создали следующим истинному пути, а другую – в заблуждении, и в таком положении вы появились на свет. И в Судный день вы будете воскрешены в том положении, в каком вы изначально были сотворены, в качестве верующих и неверующих» (Ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/358).
Это значение подтверждается хадисом, переданным ‘Абдуллахом ибн Мас‘удом радыяллаху ‘анху:
«Если кто-то при жизни совершит большое число благодеяний, между ним и Раем предстанет извечная запись (о том, что ему предписан Ад), и он совершит одно из деяний обитателей Ада».
И окажется он в Адском пламени. Такое происходит по той причине, что Всевышний Аллах был извечно осведомлен о том, что этот человек под конец жизни устанет от поклонения и выберет путь покорности Иблису. Следовательно, его судьба была предписана согласно этому истинному знанию.
Незадолго до смерти человека, которого ожидают райские сады, проявятся следы извечного знания, и он по своему желанию, сознательно выберет путь к Аду.
Это случилось не из-за того, что Всевышний Аллах принудительно создал такую ситуацию, а из-за Его всеохватного знания Он просто знал, как все произойдет, и запись о судьбе человека была сделана согласно этому знанию.
«Другой же человек при жизни совершит большое количество злодеяний, доживет до того момента, что между ним и Раем предстанет извечная запись (о том, что ему предписан Рай), и совершит он одно из деяний обитателей Рая (и окажется в райских садах)» (Аль-Бухари, Бад‘у аль-хальк: 6, № 3036, 3/1175; Муслим, Кадар: 1, № 2643, 4/2036).
Итак, Всевышний Аллах изначально создал Своих рабов лишь с одной целью, – чтобы они познали Его и поклонялись Ему.
Его творения засвидетельствовали то, что Аллах является их единственным Господом. Кроме того, Он вложил это знание в фитру, сущность человека. Господь также предопределил тех, кто будет счастливым, и тех, кто будет несчастен:
«Он создал вас. Среди вас есть как неверующие, так и верующие. И Аллах видит все, что вы делаете [и воздаст вам за это]» (Ат-Тагабун, 64:2).
Предопределение Всевышнего Аллаха действует над Его творениями:
«Который предопределил и указал путь…» (Аль-А‘ля, 87:3).
«[Муса] Ответил: «Господь наш – Тот, Кто создал все вещи, а затем указал [всему] путь» (Та Ха, 20:50).
Это интересно: Какого возраста будут обитатели Ада?
Передается от ‘Али радыяллаху ‘анху: «Однажды мы участвовали на похоронах в Бакы‘ альГаркад, и к нам подошёл Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям. Он сел, и мы сели вокруг него. В руке у него была небольшая палочка. Он опустил голову и начал чертить этой палочкой на земле. Потом он сказал: «Нет среди вас никого, чье место в Раю или в Аду уже не было бы записано». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, так не положиться ли нам на записанное о нас?»
Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям ответил: «Трудитесь, и каждый найдёт лёгким для себя то, для чего он был создан; если он наделен счастьем, он совершит деяния обладателей счастья, если же он обладатель зла и порока, он совершит деяния обладателей зла и порока без зазрения совести» (Аль-Бухари, Тафсир: 439, № 4666, 4/1891, Джанаиз: 81, № 1296, 1/458; Муслим, Кадар: 1, № 2647, 4/2039).
По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
«Часть из них [людей] Он [Аллах Всевышний] наставил на верный путь [даровав им веру], а другим заслуженно предопределил заблуждение» (Аль-А‘раф, 7:30).
Мухаммад ибн Ка‘б радыяллаху ‘анху в комментарии к этому аяту сказал: «Всевышний Аллах в итоге возвратит человека к моменту его сотворения, когда он был счастливым и на правильном пути.
Он поступил подобным образом в отношении колдунов Мусы ‘алейхис-салям. Изначально они были счастливыми рабами, признающими истину, и покинули они этот мир как мусульмане.
Иблиса также ждет подобная судьба: так как его жизнь зародилась в неверии и заблуждении, несмотря на то что он совершал деяния ангелов, в итоге он вернулся в неверие, которое изначально было заложено Всевышним Аллахом.
Всевышний Аллах сказал:
«И вот Мы сказали ангелам [вместе с которыми находился и иблис]: «Совершите земной поклон Адаму [в знак приветствия и признания его достоинства]. Они поклонились [все], кроме иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим» Ибн Джарир, «Джами‘ аль-баян», 10/143; Ибн Аби Хатим, № 8367, 5/1463; ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/358-359 (Аль-Бакара, 2:34).
Хадис, переданный Са‘идом ибн Джубейром радыяллаху ‘анху, также близок к этому смыслу: «Вы будете такими, что предопределено в отношении вас» (Ибн Джарир, «Джами‘ аль-баян», 10/143; ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/360).
Хадис, переданный Сахлем ибн Са‘дом радыяллаху ‘анху, также указывает на достоверность этого смысла: «Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Если вы желаете увидеть обитателя Ада, посмотрите на этого человека».
Это был человек, который не обращался за помощью к мусульманам (и выходил на джихад своими усилиями) и был одним из величайших воинов у мусульман, который вышел вместе с Посланником Аллаха в поход.
После этих слов один из людей (по имени Аксам ибн Аби аль-Джаун аль-Хуза‘и) начал наблюдать за этим человеком. Этот человек был ранен, когда яростно сражался с язычниками, и (не пережив боли) захотел быстро покинуть этот мир. Он вонзил свой меч в середину груди, и меч вышел со спины между плечами.
Человек, который наблюдал за этим зрелищем, тут же побежал к Посланнику Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям и сказал: «Я свидетельствую, что ты без всяких сомнений – Посланник Аллаха».
Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям спросил: «Что случилось (Почему ты так сказал?)», тот ответил: «Ты сказал следующее в отношении такого-то: «Если вы желаете увидеть обитателя Ада, посмотрите на этого человека». Он был известен тем, что не обращался за помощью к другим мусульманам (и выходил на джихад своими усилиями). По тому, что ты сказал, я догадывался, что он не покинет этот мир в таком состоянии. Потом я увидел, что он поторопил смерть и убил себя».
Это интересно: Сколько стражей охраняют Ад?
Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Воистину, раб непременно совершает деяния обитателей Огня, и, воистину, он из обитателей Рая. И совершает деяния обитателей Рая, и, воистину, он из обитателей Огня. И воистину дела оцениваются по их окончанию» (Аль-Бухари, Кадар: 4, № 6233, 6/2436; Касталани, «Иршад ас-сари», 9/353).
Хадис, переданный от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, также подтверждает этот смысл: «Однажды Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям вышел к нам с двумя книгами в руках и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о Посланник Аллаха! Если только ты расскажешь нам о них (только тогда узнаем)».
Про книгу в правой руке Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Эта книга ниспослана Господом миров, здесь записаны имена обитателей Рая, имена их отцов и рода. В конце она запечатана, ничто не будет ни добавлено, ни убавлено».
Потом сказал о той книге, которая была в левой руке: «Эта книга ниспослана Господом миров, здесь записаны имена обитателей Ада, имена их отцов и рода. В конце она запечатана, ничто не будет ни добавлено, ни убавлено». После этих слов сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Если уже дела завершены (т.е. записаны), зачем же тогда нам совершать деяния?» Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям ответил: «Стремитесь совершать праведные дела и следуйте срединному пути (избегая крайностей)».
Несомненно, какие бы деяния (достойные обитателей Ада) не совершал человек (которому предписан Рай), деяния, достойные обитателей Рая, опередят его смерть.
Также какие бы деяния (достойные обитателей Рая) не совершал человек (которому предписан Ад), деяния, достойные обитателей Ада, опередят его смерть.
Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям убрал эти книги в сторону и сказал: «Ваш Господь оставил Своих рабов (т.е. закончил и принял окончательное решение в отношении их судеб). Отныне одна группа в Раю, а другая – в Аду» (Ат-Тирмизи, Кадар: 8, № 2141, 4/449).
Однако нужно помнить, что наше предопределение записано согласно тому, как мы будем применять нашу волю.
Пусть Всевышний Аллах сделает нас достойными Рая. Аминь!
Все фото: elements.envato.com