Почему в исламе существует несколько мазхабов? Можно ли их объединить?

Вопрос.

Почему в исламе существует несколько мазхабов? Не приводит ли это к разделению? И можно ли объединить мазхабы?

Ответ.

Привязанность к мазхабам ни в коей мере не является причиной раскола. Разногласия между ними имеются лишь по второстепенным вопросам. Утверждать обратное ненаучно. 

Поэтому наилучшим будет следовать имаму одного из мазхабов. При возникновении необходимости разрешается следовать другому мазхабу, но только с условием не брать по своему усмотрению из каждого мазхаба лишь то, что тебе более удобно.

Невозможно втискивать великую религию ислам в рамки одного мазхаба. Кроме всего прочего, это создаст для мусульман большие трудности. В то же время неправильно превращать мазхабы ахли-сунны в пустое развлечение, к вечеру превращаясь в шафиита, утром будучи ханафитом.

Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными?

Также неправильны притязания мусульманина, оставившего четыре мазхаба и действующего на основе переводов Корана и хадисов, или же объявившего себя муджтахидом и представителем ахли-сунны. Кроме того, является неприемлемым объединение мазхабов (талфик).

Талфик определяется как приспособление друг к другу разных установлений двух и более мазхабов по одной проблеме, выведение нового хукма из отличающихся суждений двух или более муджтахидов. Поскольку поступающий подобным образом заявляет новое установление, которого не было ни у одного из муджтахидав, то в этом смысле он сам совершает иджтихад. Между тем, запрещено совершать иджтихад тому, кто не достиг необходимого для этого уровня.

Большое количество настоящих факихов, в числе которых Касим б. Кутлубуга, Ибн Хаджар Хайтами, Рамли, Умар б. Нуджайм, Ибн Абидин, говорили о том, что талкиф считается абсолютным харамом, и что по этому поводу имеется единогласие.

По их мнению, если открыть дорогу перед талкифом, то это приведет к узакониванию множества больших грехов. Такие действия станут причиной частичного или полного разрушения системы мусульманского права (фикха) и приведут к превращению запретного (харам) в дозволенное (мубах).

Представим, что человек, желающий иметь незаконную близость с незамужней женщиной, используя талфик, совершит никах в отсутствие ее родителей, так как Имам А᾿зам Абу Ханифа не считал обязательным присутствие при никахе родителей невесты, и без свидетелей, так как Имам Малик не считал обязательным условием присутствие свидетелей.

Такой никах будет недействительным, поскольку здесь речь идет о новом установлении, представляющем собой лишь попытку узаконить прелюбодеяние и не имеющем никаких религиозных обоснований.

 

Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"

Социальные комментарии Cackle