Вопрос.
В последнее время некоторые люди стали порицать совершение желательных (сунна) намазов-аввабин. Верны ли подобные утверждения?
Ответ.
Нет, не верны. В доказательство своей правоты эти заблудшие люди утверждают, что те хадисы, в которых говорится о желательности совершать намазы-аввабин, являются слабыми в плане достоверности, и что словом «аввабин» обозначают намазы-сунна, совершаемые после восхода солнца (зуха). Но многие не знают, что Посланник Аллаха (мир ему) называл аввабинами и те намазы-сунна, которые совершаются после вечернего намаза.
Также они не ведают, что можно следовать и слабым по достоверности хадисам, если в этих хадисах говорится о совершении благих деяний. К тому же, если по поводу какого-либо вопроса приведено несколько различных версий (риваят) слабых хадисов, отвечающих на этот вопрос, то эти хадисы в совокупности заменяют достоверный хадис.
Намазы-аввабин после вечернего (магриб) намаза совершали как Посланник Аллаха (мир ему), так и его сподвижники, их последователи (таби‘ины) и ученые богословы всех четырех мазхабов. Можно назвать нескольких сподвижников, которые совершали намазы-аввабин: ‘Абдуллах ибну Мас‘уд, ‘Абдуллах бину ‘Умар, Салман аль-Фариси, Анас бину Малик и др.
Среди их последователей, совершавших эти намазы, ‘Али Зайнуль-‘Абидин бину Хусейн, Са‘ид бину Джуб байр, Мухаммад бину Мункадир и др. И после этого не было ни одного ученого-богослова, который говорил бы о нежелательности намазов-аввабин.
Поскольку даже слабые хадисы, если они приведены много раз в разных версиях (риваятах), заменяют достоверный хадис, то ниже мы хотели бы привести эти хадисы
1. Имам Насаи передал хадис от Хузайфы: «Посланник Аллаха (мир ему) совершал намазы-сунна после вечернего (магриб) намаза до наступления ночного (‘ишаъ) намаза».
2. Имам Табрани передал от ‘Умара бину Ясира: «Я видел моего дорогого и любимого Посланника Аллаха (мир ему), совершающего шесть рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза».
3. Имам Табрани и имам Ахмад передали от ‘Убайд да: «Посланник Аллаха (мир ему) повелевал совершать намазы сунна между вечерним и ночным (‘ишаъ) намазами».
4. Тирмизи передал следующий хадис: «Совершение шести рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза сравнивается по ценности с двенадцатилетним поклонением (‘ибада) Аллаху».
5. В хадисе, переданном от Табрани, сказано: «Совершение шести рака‘атов намаза-сунна после вечернего намаза смывает грехи человека, если даже их было много, подобно морской пене».
6. В хадисе, переданном от Ибну Мубарака говорится: «Те намазы, которые совершаются между вечерним и ночным намазами, являются намазами-аввабин».
Слово «аввабин» означает «целиком и полностью обратившиеся к Аллаху из-за любви к Нему». Имеется в виду, когда обычно вечером люди, вернувшись с работы, отдыхают, едят и пьют, они расслабляются и забывают Аллаха.
А люди, совершающие намаз в то время, когда большинство остальных людей отдыхают, являются полностью обращенными к Аллаху из-за любви к Нему.
Каждый из выше перечисленных хадисов в отдельности является достаточным доводом, желательности совершения намазов-аввабин после вечернего (магриб) намаза, не говоря уже обо всех этих хадисах вместе взятых.
Islam-today