Можно ли тратить средства, заработанные запретным путем, на благотворительность?

Ответ: 

Если человек потратил на благотворительность средства, часть из которых заработана дозволенным путем, а другая получена запретным образом, то он получит  саваб лишь за халяльные средства. Средства, заработанные запретным путем, не приносят человеку саваб, и не превращаются в халяль средства, даже если тратятся на благие цели.

Имущества и средства, полученные запретным путем являются харамом, то есть, запрещены к употреблению на собственные нужды.

Относительно того, как поступить с запретными средствами, хозяин которых неизвестен, или же они получены путем ростовщичества мнения ученых расходятся.

Некоторые считают, что эти средства нельзя раздавать в качестве подаяния нуждающимся, так как они запретные. Так,  например,  известный ученый  Фудайль бин Ияд поняв, что два дирхема, оказавшиеся у него были добыты запретным путем, положил их меж камней, сказав: «Я раздаю пожертвование, лишь из дозволенных средств, ибо не считаю дозволенным для других то,  что недозволенно мне».

Однако имам Газали, занимавшийся этим вопросом, отчасти согласившись с Фудайлем, приводит следующий пример из жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Однажды возвращаясь с похорон Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был приглашен женщиной за застолье. Узнав, что жареный ягненок не был халяльным, Посланник Аллаха повелел отдать это пленникам» (Тирмизи,Саум: 3).

Также в пользу необходимости раздачи этих средств нуждающимся  свидетельствует следующий случай:

«Когда были ниспосланы аяты о том, что византийцы победят персов, неверующие стали надсмехаться над мусульманами. Тогда Абу Бакр, с разрешения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) поспорил с ними. Когда же события, описанные в аятах суры Рум, стали реальностью, то неверующие отдали за свой проигрыш в споре верблюдов. Ввиду того, что азартные игры и, соответственно, выигрыш со спора к тому моменту был уже запретным, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тогда повелел:

- Несомненно, это харам имущество. Раздай его верующим в качестве милостыни».

Имам Газали, рассмотрев оба взгляда на эту проблему, сделал следующее заключение: «Лучшим является потратить это имущество на благотворительность, нежели выкинуть его в море. Ибо от этого нет пользы ни морю, ни тому, кто его выкинул туда. Однако это имущество или средства могут принести  пользу нуждающемуся, который будет молиться за того, кто сделал ему это благо.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle