- Ассаляму алейкум. Скажите, а можно ли читать никях с разведенной женщиной без свидетелей, только при наличии имама мечети и будущего мужа соответственно?
Наличие двух свидетелей, при заключении никяха, является условием его действительности. При отсутствии опекуна и двух свидетелей, заключенный никях считается недействительным.
Доказательством является следующий хадис, переданный Айшой (радыйаллаху анха) в котором сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Никях недействителен при отсутствии опекуна и двух свидетелей» (Абу Давуд, Никях, 19).
«Без свидетелей нет никяха» (Бухари, Шахадат, 8).
«Без четырех человек, заключенный никях будет считаться развратом. Это – мужчина, собирающийся жениться; опекун женщины; и два свидетеля» (Аш-Ширази, аль-Мухаззаб, II, 42).
Аллах Всевышний говорит в Коране: «В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями» (аль-Бакара 2/282).
Этот аят, в котором говорится о необходимости наличия свидетелей при заключении соглашения, распространяет свой хукм в том числе и на акт никяха.
Наличие свидетелей обеспечивает соблюдение прав каждой из сторон, в случае возникновения между ними разногласий. При заключении брака обе стороны получают определенные права и на них возлагаются определенные обязанности. К некоторым из таких прав и обязанностей относятся следующие: возникновение имущественных и наследственных прав, возникновение родственных связей, выплата махра и материальное обеспечение. Кроме того, наличие свидетелей при заключении акта никяха, избавляет супругов от подозрений в совершении прелюбодеяния.
Требования, которым должны отвечать свидетели:
а) Быть совершеннолетними и разумными. То есть, свидетельство ребенка, или умственно неполноценного человека, является недействительным.
б) Свидетелями должны быть двое мужчин, или один мужчина и две женщины.
Islam-Today