Вопрос.
Во многих странах мира наступление и завершение месяца Рамадан вычисляют задолго до того, как можно реально увидеть Луну. Как быть, если месяц еще не виден, а по календарю, которому следует большинство постящихся, человек должен начать либо прекратить пост?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего!
При определении времени наступления месяца Рамадан основой является визуальное наблюдение, однако когда это не представляется возможным, разрешено использовать астрономические расчеты.
Всевышний Аллах в Досточтимом Коране говорит:
«О, верующие! Предписан вам пост (в месяц Рамадан) так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными. (Пост – это) считанные дни. А кто из вас болен или в пути, (в этом случае он может не держать пост, но тот) пусть постится такое же количество дней в другое время. А на тех, кто может (поститься), – фидья (искупление, и это) накормить бедняка. А кто добровольно сделает (больше) хорошего, то это лучше для него. Однако поститься лучше для вас (чем выплачивать фидья), если бы вы знали (это, вы бы непременно постились).
Месяц Рамадан – (это месяц), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доказательство истинного пути и различение (между истиной и ложью). И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится! А кто (настолько) болен (что не в силах держать пост) или в пути (в этих случаях он может не держать пост), то пусть постится такое же количество дней в другое время (в качестве возмещения). Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. (Аллах желает) чтобы вы постились все (положенные) дни, возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на истинный путь, и были благодарны (Аллаху за это и за все другие бесчисленные блага)» (сура «аль-Бакара», аят 183-185).
Ибн 'Умар (радыяллаху ‘анху) говорит, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Месяц (состоит) из двадцати девяти дней. Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодой месяц, то определяйте его наступление». А в другом риваяте, который передал имам аль-Бухари, говорится: «Держите пост 30 дней».
Как следует из этого хадиса, наступление и окончание месяца Рамадан основано на визуальном наблюдении (руъят) молодого месяца. Однако имеются разногласия, включает ли упоминаемое в хадисах слово «руъят» в себя определение наступления месяца Рамадан посредством астрономических расчетов. Эти разногласия возникли в конце первого века хиджры, и продолжаются, по сей день. Источником разногласий послужили толкования фразы «если вы не увидели молодой месяц, то определяйте его наступление».
По поводу того, можно ли доверять астрономическим расчетам или нет, ученые разделились на две группы.
Один из крупнейших ханафитских хадисоведов Бадруддин аль-'Айни, авторитетный толкователь «Сахих аль-Бухари», в книге «'Умдатуль-Кари», перечислил тех ученых, которые говорили, что астрономическим расчетам можно доверять, назвав среди них: Мута’аррафа ибн 'Абдуллаха ибн аш-Шахира – из числа таби'инов, Абуль-'Аббаса ибн Сурейджа аль-Каффаля – из числа шафи'итов, ибн Кутейба – из числа мухаддисов.
Существуют и другие мнения, переданные от Абуль-'Аббаса ибн Сурейджа. Ибн аль-Хаджар в своей книге «Фатхуль-Бари» передает, что, в соответствии с одним из риваятов, переданных этим человеком, приступать к соблюдению поста, основываясь на астрономическом расчете, является ваджибом. В соответствии с другим переданным риваятом, это не является ваджибом, но разрешено.
Такие ученые, как Кады Абу Тайиб, Мухаммад ибн Мукатиль и Мухаммад ар-Рамли (рахматуллахи ‘аляйхим) были среди тех, кто говорил, что тем, кто уверен в правильности расчета, следует приступать к соблюдению поста, а также к празднованию его окончания, исходя из астрономических расчетов. Хотя, по мнению многих ученых, астрономическим вычислениям доверять нельзя.
Шейх Мухаммад Бахит аль-Мутыʼи в своей книге «Иршаду ахлиль-'ильм иля исбатиль-ахилля», передает от аль-Кушайри следующее:
«Если при отсутствии таких препятствий, как, например, облака, можно было увидеть молодой полумесяц глазами, то на основании расчета будет необходимо начинать и заканчивать пост. Так как для того, чтобы это решение стало установленным, реальное видение месяца не является условием.
Например, в книгах по фикху рассматривается такой вопрос: человек, находящийся в тюрьме, благодаря своим расчетам или благодаря каким-то иным причинам, придет к заключению, что месяц, предшествовавший Рамадану, закончился, или что этот день является днем месяца Рамадан, то ему необходимо будет соблюдать пост. Несмотря на то, что заключенный не видел месяц своими глазами, или ему никто не сообщил о его наступлении, решение будет именно таким. В этом вопросе между учеными нет никаких разногласий».
Один из факыхов шафи'итского мазхаба Шихабуддин Ахмад аль-Кальюби (умер 1069), передает от 'Аллямы аль-'Абади, следующее:
«При наличии точного расчета, в условиях, когда невозможно увидеть месяц, слова правдивого человека, говорящего, что он видел месяц, не принимаются. Свидетельство этого человека отвергается».
После того, как аль-Кальюби передал этот риваят, он сказал, что ситуация совершенно ясна, в этом случае нельзя начинать соблюдение поста, и что противодействие этому является ни чем иным, как упрямством и высокомерием.
Из всего вышесказанного становится ясно, что наряду с теми, кто не доверяет астрономическим расчетам, а их не мало, есть также и те, кто признает астрономический расчет наступления Рамадана. Они в свою очередь тоже разделились на две группы:
1) те, кто, признавая астрономический расчет, говорят, что действие в соответствии с ним является обязательным (ваджибом);
2) те, кто, признавая астрономический расчет, говорят, что действие в соответствии с ним является разрешенным.
Большинство ученых ханафитского и других мазхабов, в своих книгах совершенно ясно пишут, что визуальное наблюдение за месяцем для определения начала Рамадана, Шауваля и Зуль-хиджы является ваджибом.
Эти наблюдения производятся в конце месяца Ша'бан. Если молодой месяц будет виден, то приступают к посту месяца Рамадан. Если молодой месяц не будет виден, то к месяцу Ша'бан прибавляется тридцатый день. Таким же образом, если в конце Рамадана будет виден молодой месяц Шауваля, то празднуется Ураза-байрам, если молодой месяц не будет виден, то к Рамадану добавляют тридцатый день.
Эти ученые в вопросе начала или окончания месяца отдавали предпочтение визуальному наблюдению за молодым месяцем. Если же полумесяц невозможно было увидеть, они добавляли к проходящему месяцу тридцатый день.
Свидетельство всего лишь одного человека в ясную погоду о появлении молодого месяца, по мнению ханафитских ученых, говорит о лжи этого человека, так как вероятность того, что в ясную погоду лицезрение месяца только одним лишь человеком, при том, что все остальные люди местности не увидели его, равна нулю. В таком случае кадый (судья) не должен принимать его свидетельство. Об этом говорится в книгах «захир ар-ривая».
Единственность этого человека, а также ясная погода являются доказательством его лжи или совершенной ошибки. Если же погода пасмурная, то это не будет являться доказательством.
В том случае, если единственность этого человека не является доказательством его лжи, то есть погода не была ясная, тем самым вполне возможно, что молодой месяц появился, его увидел на короткое время один человек, но потом месяц невозможно было увидеть другим людям, из-за плохой погоды, то в этом случае, в соответствии с текстами «захир ар-ривая», сообщение о наступлении Рамадана будет принято.
Если утверждающих, что молодой месяц появился, много, то в этом случае, по единогласному мнению, это сообщение принимается. Для принятия свидетельства одного человека о том, что он видел молодой месяц, по единогласному мнению ханафитских ученых, требуется наличие двух условий: исповедание им ислама и достижение половой зрелости.
Однако в вопросе о том, должен ли этот человек обладать качеством честности и надежности ('адаля), имеются разногласия. В соответствии с «захир ар-ривая», это является условием. По мнению имама ханафитов Египта, великого правоведа и хадисоведа, автора известнейшего труда «Акыда ат-Тахавия» имама Абу Джаʼфара ат-Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи), это условием не является.
После упоминания этих двух мнений, шейх Мухаммад Бахит аль-Мутыʼи, продолжает, говоря: «В действительности же между двумя этими мнениями нет разницы. Те, кто считает честность и надежность ('адаля) необходимым условием, подразумевают 'адаля в абсолютном значении. То есть человек, о котором неизвестно, что он является грешным нечестивцем (фасик), входит в эту категорию. Те же, кто не считает 'адаля необходимым условием, подразумевают истинный 'адаля. В соответствии с этим по всеобщему признанию, свидетельство нечестивца - фасика не принимается.
Ученые, не принимающие астрономический расчет, выдвигают три аргумента:
1. Шари'ат запрещает астрологию. В хадисе, переданном ибн 'Аббасом (радыяллаху ‘анху), говорится:
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Получающий знания посредством астрологии, приобретает часть колдовства. А затем приобретает к этому то, что хочет».
2. Шари'ат не вменил нам в обязанность произведение расчетов при совершении намаза, поста и прочих видов поклонения. Наоборот, умеющие вести расчет и не умеющие несут одинаковую ответственность за выполнение этих видов поклонения, которые привязаны к некоторым ясным признакам. Например, имам Муслим передает следующий хадис:
«Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление».
Такие толкователи хадисов как аль-'Айни, ибн Хаджар и Ибн Батталь, в своих комментариях разъясняли тоже самое. В этом заключена большая мудрость. А обеспечение возможности в любое время и в любом месте соблюдать установления шари'ата, является дополнительной мудростью.
3. В хадисах, касающихся поста, Посланник Аллаха ﷺ привязывал решение о наступлении или окончания поста к визуальному видению Луны. Расчеты же производятся в том случае если Луну видеть невозможно из-за облачности или иных препятствий. Месяц равен 29 дням, в случае возможности видеть полумесяц.
Вынесение решения о наступлении месяца на основе свидетельства двух свидетелей является более точным. И наши предки принимали их свидетельство.
Шейх Мухаммад Бахит после рассмотрения этой темы, подводя итоги, пишет: «Наши ученые, в какой бы области специалистами они не были, в этом вопросе обращались к ахлю-хибра, т.е. людям, обладавшим знаниями и проницательностью. Таким же образом в вопросе о том, что нарушает пост, а что его не нарушает, они обращались к врачам, и действовали на основании предоставленной ими информации. И поступали таким же образом во многих других вопросах».
Что мешает нам опираться на астрономические расчеты при определении наступления Ша'бана, Рамадана и других месяцев? Что мешает нам обратиться с этим вопросом, являющимся для нас трудным, к тем, кто обладает такими знаниями? Тогда как сведения, предоставляемые этими людьми, являются точными. И это соответствует Корану.
Так эти сведения основываются не на предположениях, а на наблюдениях и точных расчетах. Разве не очевидно, что специалисты, занимающиеся этим, говорят, что в такой-то день, во столько-то часов, минут и даже секунд произойдет солнечное затмение, и это действительно происходит в указанное время. И они не допускают ошибок. Ведь это основывается не на предположениях, а на точных расчетах.
Если бы не было препятствий для визуального наблюдения за Луной, то предоставляемые ими сведения достигли бы степени мутаватир. Несмотря на то, что количество людей, предоставляющих эту информацию, не доходит до уровня таватур, тем не менее, их количество, делает это сообщение бесспорным. И у нас возникает доверие к этой информации. Например, смысл вышесказанного подкрепляет следующий аят:
«И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится» (сура «аль-Бакара», аят 185).
«Застать этот месяц» означает постоянное проживать в одной местности (то есть не быть путником) или же знать о его существовании, так как знание о наступлении этого месяца, является причиной обязательности поста. В Шариате наступление месяца означает появление молодого полумесяца после захода Солнца.
Если человек, наблюдающий за Луной, после захода Солнца будет точно знать о появлении молодого месяца, пост станет для него обязательным. И в этом случае не имеет значения, узнал ли он об этом лично, увидев молодой месяц, или ему сообщил об этом другой человек, или он узнал это из приказа шариатского судьи (кадыя), или же из астрономических расчетов.
Аль-Кушайри говорит: «Если расчет при отсутствии таких препятствий, как, например, облака, можно было увидеть молодой полумесяц глазами, то на основании этого расчета будет необходимо начинать и заканчивать пост. Так как для того, чтобы это решение стало установленным, реальное видение месяца не является условием. Так как для этого предписания, визуальное видение не является условием. И привязывание поста и разговения к визуальному наблюдению, не противоречит этому».
Шейх Мухаммад Бахит не принимает мнения, согласно которому в тех ситуациях, когда после захода Солнца невозможно увидеть полумесяц, является обязательным или дозволенным соблюдение поста на основании астрономических расчетов, так как это мнение противоречит общему мнению ученых – мутакаддимун, поскольку абстрактное существование полумесяца не устанавливает пост. Шариат привязывает начало поста к визуальному видению полумесяца после захода Солнца. Вышеприведенное разногласие заключается в следующем: является ли непременным условием непосредственное видение полумесяца, или же достаточно результатов расчетов?
Шейх Бахит сказал, что отдает предпочтение второму мнению и, что имам Субки был не одинок в этом мнении. Этого мнения также придерживались Ибн Сурейдж, Мударраф, ибн Кутейба, Ибн Мукатиль ар-Рази, являвшийся учеником имама Мухаммада аш-Шайбани. Человеку этого будет достаточно в качестве опоры.
Это мнение не противоречит следующим словам тех, кто не принимает астрономических расчетов: «Если бы на людей была возложена обязанность производить расчеты, это стало бы затруднением для них. Так как производить расчеты способны лишь единицы».
В противном случае эта обязанность легла бы на всех. Не было никого, кто сказал бы это. Ибн Сурейдж и те, кто согласился с ним, говорили, что слова Посланника Аллаха ﷺ «فاقدروا» («то определяйте его наступление») адресованы тем, кому Аллах дал это знание, а слова «اكملوا العدة» («дополните число») обращены ко всем в общем.
Что будут делать те, кто не признает астрономических расчетов, на полюсах, где ночь и день продолжаются по полгода? И могут ли жители тех районов увидеть своими глазами месяц, после захода Солнца? Или может кто-либо сказать, что те, кто живет в этих районах, не обязаны соблюдать пост?
Тогда как Луна и Солнце ежемесячно встречаются и расходятся. Момент их расхождения и является началом лунного месяца. И это событие не изменяется нигде на земном шаре. Расхождения лишь возникают во времени восхода и захода Солнца. Так же, как в этих местах для определения наступления времени намаза не смотрят на изменение длины тени предмета или исчезновение рассвета, а следуют за временем намазов ближайшего района с нормальным световым днем, то же самое необходимо делать и во время поста.
Религиозные установления не зависят от того, истинным является рассвет или ложным, равна ли тень длине предмета или равна двум его размерам, каков цвет горизонта, красный, желтый или белый, наоборот, все это лишь признаки окончания одного промежутка времени, и наступления другого промежутка времени. В Шариате обязательность намаза важнее этих признаков. То есть это не означает, что если не будет этих признаков, обязанность выполнения намаза снимается.
В ответ на решения, содержащиеся в некоторых ханафитских книгах, таких как «аль-Канз», о том, что в тех местах, где рассвет наступает сразу же после захода солнца, ночной ('иша) намаз и витр намаз не совершаются, шейх Бахит пишет, что не стоит доверять этому мнению. Он заканчивает книгу следующими словами:
«Шариат приказывает нам совершать намаз, например, при наступлении рассвета, или соблюдать пост, когда появится молодой месяц, для того, чтобы людям живущим в различных местах были понятны признаки наступления времени того или иного вида поклонения. Точно также Шариат не запрещает использование астрономических расчетов, часов и прочего, для определения этого времени. Ученые, при вынесении решений по многим вопросам фикха, таким как определение срока, для страдающего импотенцией, или определении возраста наступления менопаузы, делали расчеты, основываясь на лунный календарь. Так же было сказано, что между солнечным годом и лунным существует разница в десять дней, между солнечным и лунным днем существует разница от 1/10 до 1/3 дня».
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин