Каждое ли новшество (бид`ат) является заблуждением?

Ответ:

Арабское слово «бид`ат» означает что-то, чего не было раньше, и что появилось впоследствии. В качестве религиозного термина, слово «бид`ат» обозначает любые дополнения к религии, а так же изменения, которые были внесены после сахабов и табиунов, и на которые посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не давал никакого разрешения.

Изменения и новшества вносимые в религию означают ее искажение. Каждый «бид`ат» изменяет какую-либо сунну, а изменение сунны подразумевает ее аннулирование. Имам Раббани (куддиса сирруху) говорил:

«Новшества – это, чего не было в религии при посланнике Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и во времена четырех праведных халифов, и что было привнесено в религию позже. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самое правдивое слово – это книга Аллаха. Самый верный путь – это путь Мухаммада. А самое скверное дело – это изменения привнесенные в это. Любое новшество – это заблуждение».

Любое изменение в религии является новшеством, и каждое из них скверно. Поэтому нельзя ничего менять в сунне посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и необходимо следовать по пути его сподвижников. Так как каждый из них подобен сияющей звезде на небосводе. Тот, кто последует за любым из них, обретет счастье».

Что же касается изменений в обычаях и традициях, то они не относятся к категории бид`ат. В вышеприведенном хадисе порицаются изменения и дополнения в религии.

Иджтихад алимов ахлю-сунна в области поклонения так же не является бид`ат. И ошибки, допущенные в иджтихаде, не являются преступлением. Так как имамы четырех мазхабов делали свой иджтихад на основании шариатских доказательств, извлекая из них соответствующие хукмы. Поэтому данные хукмы не рассматриваются как изменения религии, а наоборот, расцениваются как помощь ей.    

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle