Вопрос.
Ассаляму алейкум, как читать джаназа намаз по умершим мусульманам при сложившихся обстоятельствах? Насколько нам известно, джаназа без омытия умершего не читается. Но зачастую может произойти так, что тело умершего мусульманина положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия с телом, а затем поставят перед фактом.
Как выйти из подобной ситуации? Также нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахидов хоронят без омывания. Помогите разобраться.
Ответ.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
С именем Аллаха Милостивого Милующего.
1. Прежде всего, необходимо разобрать вопрос, подпадает ли человек, умерший от подобной болезни, под определение шахида. И если да, то какие шариатские нормы из этого проистекают и остается ли омовение такого человека обязательным.
Человек, умерший от подобной болезни, действительно, может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином.
Но важно понимать разницу между шахидом, тело которого не омывается, и шахидом ахирата, тело которого требует омовения, поскольку в этом мире к нему применимы те же нормы, что и к обычному человеку.
Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) пишет следующее:
«Слова автора (шахид (мученик), в полном смысле этого слова) это – шахид этого мира и шахид ахирата. Мученичество этого мира выражается в отсутствии полного омовения покойника, кроме очищения от наджасы, за исключением его крови, как это упомянуто у Абу Сууда (рахматуллахи алейх). Мученичество ахирата выражается в получении шахидом обещанного вознаграждения».
2. Полное омовение умершего человека является религиозной необходимостью и условием действительности джаназа намаза.
В энциклопедии фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия» приводится позиция четырёх мазхабов по этому вопросу:
«По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности».
3. Помимо того, все мусульмане несут ответственность за исполнение религиозных предписаний в отношении умерших братьев. Значит, каждый из нас должен приложить все усилия для того, чтобы тело умершего было омыто и над ним был прочитан намаз.
Но в данном случае обстоятельства могут сложиться так, что тело не будет омыто, его положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия.
В таком случае Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) склоняется к следующему:
«Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного, или был прочитан тем, кто не обладал первостепенным правом быть имамом (вали), то намаз должен быть прочитан перед могилой в соответствии с истихсаном, пока не появилась уверенность в том, что тело разлагается без определения каких либо временных рамок. Это наиболее верное мнение.
Аль-Кархи (рахматуллахи алейх) сказал: в этом случае намаз должен быть прочитан (перед могилой). Это - истихсан.
Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан, по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения), возможность осуществить полного омовения отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется».
Вывод: в случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека будет безвозвратно утрачена, то намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника.
А Аллах знает лучше.
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин