Как быть, если мне не выплачивают долг?

Ответ: 

Оказание помощи и поддержки людям, переживающим затруднительные моменты жизни, является одним из главных принципов Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах является помощником тому, кто поможет своему собрату по вере. Тот, кто поможет оказавшемуся в затруднительном положении, Всевышний Аллах избавит его от одной из проблем, с которыми он повстречается (испытает) в Судный день» (Бухари Мазалим 3, Муслим Бирр 58). Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и финансовых затруднений, связанных с выплатой долга.

Один Абу Катада (да будет им доволен Аллах) искал своего должника, дабы вернуть себе сумму займа в обговоренный срок, но тот скрывался. В итоге повстречавшись с ним, Абу Катада потребовал свой долг, а тот ответил, что пока не в состоянии его вернуть. Тогда Абу Катада потребовал, чтобы тот поклялся. Когда же должник поклялся, Абу Катада сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет избавиться от тяжести в Судный день, то пусть даст отсрочку или вовсе простит того, кто оказался в затруднительном положении» (Муслим, Касама 32). 

Поэтому, исходя из хадисов и сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), предпочтительнее давать отсрочку должникам, которые действительно не могут вам вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить, как об этом сказано в аяте Священного Корана:

وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«Если же ваш должник окажется в затруднительной ситуации [потерял, обокрали, обанкротился и т. п.], то будьте снисходительны (подождите до более благоприятных для него времен) [дайте отсрочку]. А если вы простите ему в качестве милостыни, то это еще лучше для вас, [в том случае] когда вы знаете [что так будет более верно и правильно в данной ситуации]» (сура аль-Бакара, аят 280).

Благословенный Пророк (да будет им доволен Аллах), подчеркивая благородство и важность снисходительного отношения к должникам, рассказал как-то своим сахабам следующую историю: «Однажды, человек их народа, жившего еще до вас, предстал перед Аллахом. Но среди его деяний не оказалось благих, которые могли бы быть засчитаны в его пользу.

Однако человек, занимаясь торговлей, всегда входил в положение и призывал своих людей давать отсрочку тем, кто оказывался в сложном положении и не мог вернуть долг. На что Всевышний Аллах сказал: «Мы достойны более снисходительного отношения к тем, кто был снисходителен с оказавшимися в затруднительном положении. Простите Его!» (Муслим, Мусакат, 30).

Но это вовсе не означает, что должник, полагаясь на милость кредитора, играя на чувствах людей, должен уходить от выплаты своего долга. Благословенный Пророк (да будет им доволен Аллах) сказал: «Задержка долга богатым – это зулюм*» (Бухари, Хаваля, 1,2, Истикраз, 12; Муслим, Мусакат, 33).

* притеснение, нарушение прав, несправедливость.

Ихсан Кышкаров

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle