Есть ли в Коране аяты относительно отращивания или бритья бороды?

Фото: rozdemir/ shutterstock.com
Вопрос:
– Каково положение касательно длинной, короткой или сбритой бороды у мужчин?
Ответ:
В Священном Коране нет чёткого положения относительно отращивания или бритья бороды.
У досточтимого Пророка ﷺ была борода, длина которой не превышала размеров сжатого кулака, остальную часть он обрезал (Тирмизи, «Адаб», 17).
Посланник Аллаха ﷺ считал рост бороды фитрой (первозданным естеством /сунной пророков) (Бухари, «Либас», 63; Муслим, «Тахарат», 56), приказав мусульманам отращивать бороды, чтобы они не были похожи на многобожников и маджусов.
Посланник Аллаха ﷺ сказал об этом:
«Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы (Бухари, «Либас», 63; Муслим, «Тахарат», 52, 55).

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
С другой стороны, Посланник Аллаха ﷺ предупредил сподвижника, который не следил за своей бородой, чтобы он привёл её в порядок (Муватта, «Шар», 7).
Пророк Мухаммад ﷺ не пренебрегал уходом за бородой, отрезая бороду, длина которой была больше размера сжатого кулака, и не отращивал её до уровня груди (Тирмизи, «Адаб», 17).
Исходя из хадисов, которые существуют в этом отношении, и опираясь на положения ислама, большинство исламских учёных считают, что борода является сунной.
Некоторые учёные считают бритьё бороды запретным, в то время как другие принимают относительно этого более гибкую позицию. Ханафиты говорят, что бритье бороды является макрух ат-тахрим (запретным); тогда как такие учёные Шафии, как Газзали, Ибн Хад-жар аль-Хайтами, Хатиби и Ширбани, считают это макрух ат-танзих (нежелательным).

Фото: ZouZou/ shutterstock.com
Современные исламские учёные Мухаммад Абу Захра и Махмуд Шалтут говорят, что отращивание бороды не является сунной досточтимого Пророка ﷺ в религиозном смысле (сунна аль-худа), а скорее является человеческим веянием (сунна аз-зауаид), основанным на практике того периода и местонахождении (Муватта, «Шар», 7).
Как видно, среди учёных нет единого мнения о религиозном положении относительно бороды. Соответственно, те, кто хочет, могут отрастить бороду. Эта ситуация не может быть осуждена кем-либо. Но те, кто оставляет бороду, не должны её отращивать как угодно, она не должна быть длиннее, чем размер сжатого кулака.
Желающие могут не отращивать её, что не может считаться недостатком в их религиозной жизни. Те, кто принадлежит к определенным тарикатам, должны оставлять или подстригать бороду так, как указано выше. Для них нет конкретного положения.
Ответ на основе книги «Ислам в вопросах»
Читайте также:
-
Можно ли мусульманке водить машину?
Вопрос: Не могли бы Вы уточнить можно ли женщине-мусульманке садится за руль? Если да, то в каких источниках исламской литературы это указано, и какие предписания и требования для этого имеются? Если нет, то какое за это наказание? Уассалам. (Таджикистан)
-
Лучшая из приправ — соль
У каждого человека есть свой биологический возраст, который зачастую не зависит от хронологического. Так, например, врачи отмечают, что у некоторых сорокалетних людей сердце имеет биологический возраст… семьдесят лет, настолько оно изношено
-
Дуа, избавляющая от тревог этого и иного миров
Сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто 7 раз утром и вечером произнесет эту ду'а, по воле Аллаха будет избавлен от забот и тревог этого и иного мира
-
Как правильно пользоваться мисваком?
Хороший мисвак должен иметь сильный запах. Хоть алимы и говорили о том, что в соответствии с сунной в качестве мисвака используются ветви дерева арак, но так же можно использовать и ветви любых других деревьев твердых пород
-
Можно ли восполнять пропущенный пост зимой, когда дни короче?
Можно ли восполнить уразу зимой, если Рамазан был летом? Будет ли это правильным?
-
Мусульманское женское имя, обозначающее "сладкая"
Ширин растет спокойным ребенком, не принося своим родителям дополнительных волнений и хлопот. Она отличается некоторым прилежанием, любит учиться и молча слушает старших. Ширин невероятно любознательна с ранних лет. Будучи еще совеем ребенком, она проявляет удивительную тягу к познанию мира.
-
7 хадисов Пророка Мухаммада (мир ему) о дозволенном и запретном богатстве
В один из дней наш Пророк (мир ему) читал своим сподвижникам суру «Текасур/Охота к умножению». Он говорил: «Хвастаться своим богатством и детьми стало для вас настолько привычным, что привело вас к погибели». Прочитав суру «Текасур», наш Пророк (мир ему) сказал: «Сын Адама все время говорит: "Ох, мое добро! Ох, мое добро!". А между тем, истинное его достояние вовсе не накопленные богатства, а то, что он потратит ради Аллаха и что сделает хорошего для ахирата в виде благодеяний и милостыни, и отправит для себя заранее».
-
"Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет эти слова, то Аллах заменит его печаль радостью"
Заучите эту мольбу наизусть, обращайтесь с этой мольбой к Аллаху и научите ей своих близких. Тогда Аллах исправит ваши дела, избавит вас от ваших трудностей и вознаградит вас за ваше терпение и добрые дела в этой жизни и в жизни следующей.