Действителен ли развод, совершенный по принуждению?

Ответ:

Принуждению дается следующее определение: «Принуждение – это бесправное побуждение к совершению чего-либо путем запугивания». Факихи разошлись во мнениях по поводу того, будет ли действительным развод человека, который расторг брак под угрозой его жизни или имуществу.

Имам Абу Ханифа считал, что развод по принуждению является действительным. Так как у принужденного к этому человека хоть и отсутствует желание выполнять это действие, но он обладает волей и правом выбора. Таким образом, развод – это следствие волеизъявления этого человека.

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Любой развод является действительным, за исключением развода малолетнего ребенка и умалишенного» (Зейлаи, Насбур-Райе, 3/221).

В другом риваяте, касающимся данного вопроса, сообщается, что однажды одна женщина, разозлившаяся на своего мужа, когда он спал села ему на грудь и, приставив к его горлу нож, сказала: «Если ты не дашь мне троекратного развода, я тебя зарежу». Мужчина дал ей троекратный развод, после чего отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и спросил о том, действителен ли этот развод. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил, что данный развод является состоявшимся (Зейлаи, Насбур-Райе, 3/222).

По мнению имамов трех других мазхабов, развод человека, принужденного к этому, является недействительным. Они пришли к этому мнению, сделав кыйас из аята Корана, в котором говорится, что тот, кто под страхом смерти принужден произнести слова неверия, может сделать это. Также в качестве доказательства, они приводили следующие хадисы:

«Не считается действительным развод и освобождение раба в состоянии гнева» (Абу Давуд, Таляк, 8).

«Аллах простил моей общине те наущения, которые приходят им на ум, если они не совершили этого или не рассказали об этом другим» (Бухари, Тадяк, 44).

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle