Есть аяты и хадисы, свидетельствующие о том, что джиннам предписаны повеления и запреты Шариата. Они обязаны поклоняться Всевышнему Аллаху, остерегаться греховных деяний и не совершать запретное [«Тафсир» аль-Куртуби, 17/169].
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«И Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарият, 56).
«[В Судный День Всевышний Аллах скажет:] «О, собрание джиннов и людей! Разве не приходили к вам посланники из вас же самих, которые рассказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече в этот День?» (Аль-Ан‘ам, 130).
Так как аят содержит упрек в отношении и людей, и джиннов, это указывает на то, что обе категории творений несут ответственность за выполнение предписаний Всевышнего Аллаха. Ведь творения, которые не несут ответственность за поклонение Всевышнему Аллаху, не являются объектом упрека и осуждения.
Передается от Ибн ‘Аббаса (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я был ниспослан к джиннам и людям» [Абу Ну‘айм, «Даляиль ан-нубувва», № 25, 1/66].
В известном сочинении по вероубеждению «Аль-‘Акыда ат-Тахавийя» отмечается: «Мухаммад ﷺ – это избранный раб Всевышнего Аллаха, Его пророк и посланник, которым Он доволен. Он последний из пророков, предводитель богобоязненных, господин всех посланников и любимец Господа миров. Он послан с этой миссией, правильным путем, сиянием и светом ко всем джиннам и творениям» [Имам ат-Тахави, «‘Акыда ат-Тахавиййа», 1/22].
По поводу того, войдут ли джинны в Ад, существуют разные мнения. Мы приведем общепринятое мнение без углубления в тему. Оно заключается в том, что джинны, как и люди, будут нести ответственность за свои деяния и войдут в Ад.
Аяты, относящиеся к Аду, являются общими для людей и джиннов, нет доводов в пользу того, что они относятся лишь к человеческому роду. Такого мнения придерживается большинство факихов (мусульманских законоведов).
Фахруддин ар-Рази (р.а.) сказал: «Наиболее правильным считается мнение, что по поводу вхождения Рай и Ад джинны окажутся в таком же положении, как и люди. Повиновение оценивается как благо, а злодеяния как греховные поступки» [«Тафсир» ар-Рази, 28/33].
Алюси (р.а.) сказал: «Из общего значения аятов становится ясно, что они (джинны) получат воздаяние за повиновение» [«Тафсир» аль-Алуси, 26/32].
Ибн Хаджар аль-Хайтами (р.а.) сказал следующее по этому поводу: «Самое правильное мнение – это мнение Ибн Аби Лейлы, Аль-Ауза‘и, Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада (р.а.): джинны, как и люди, получат воздаяние за свои деяния» [Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-хадисиййа», с. 70].
В качестве довода они приводят следующие аяты:
«Однако исполнится Слово Мое: «Я непременно наполню Ад джиннами и людьми – всеми вместе!» (Ас-Саджда, 13).
«[В Судный день Всевышний Аллах] Скажет: «Войдите в Ад вместе с общинами людей и джиннов, которые умерли до вас!» (Аль-А‘раф, 38).
«Исполнилось [непременно осуществится] решение твоего Господа: «Я непременно заполню Ад [неверующими и непокорными] джиннами и людьми – всеми вместе» (Худ, 119).
«И Мы закрепили за ними спутников [из шайтанов], которые приукрасили им их настоящее [земные блага и их прихоти] и будущее [заявляя, что загробной жизни нет]. Сбылось Слово [решение Аллаха об их наказании] о них и о народах, живших до них, народов – из джиннов и людей. Поистине, они понесли урон» (Фуссылят, 25).
Из приведенных аятов можно сделать вывод, что джинны, как и люди, войдут в Ад, так как они несут обязательства перед Всевышним Аллахом [Абдулькарим Навфан, «‘Алам аль-Джинн», с. 241].