Тысяча и один хадис: «Вера весом с горчичное зернышко»
От Абу Хурайры: «Какое деяние – наилучшее?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника, затем выход на пути Аллаха, после этого – безупречный хадж».
От Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Однажды посланник Аллаха ﷺ одаривал подарками группу людей, среди которых сидел и я. При этом посланник Аллаха ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше других.
Я спросил: «О, Посланник Аллаха! Почему ты так отнесся к этому человеку? Клянусь Аллахом, я считаю его верующим».
Он сказал: «Не говори – «верующий», говори – «мусульманин» (Пророк ﷺ отвечал на это «говори – мусульманин», подчеркивая различия между теми, кто принял ислам, но еще не укрепился в вере и колеблется, и теми, кто полностью и искренне принял религию Аллаха).
Я замолчал, но мне не давало покоя то, что я знал об этом человеке, и я снова спросил: «Почему ты так отнесся к этому человеку? Клянусь Аллахом, я считаю его верующим».
Тысяча и один хадис: какое проявление ислама считается наилучшим?
Посланник Аллаха ﷺ снова сказал: «Не говори – «верующий», говори – «мусульманин». Но и после этого то, что я знал об этом человеке, продолжало беспокоить меня, и я снова задал тот же вопрос.
Посланник Аллаха ﷺ повторил свой ответ, затем добавил: «О, Са‘д! Иногда я даю человеку что-то, несмотря на то, что другого люблю больше, чем его. Так как боюсь, что Аллах ввергнет его в Ад» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дарил некоторым людям подарки, чтобы укрепить в религии тех, кто недавно принял ислам или не был стоек в вере. Он опасался, что такие люди могут отойти от веры и попасть в Ад).
От Ибн ‘Аббаса: «Мне был показан Ад, где большинство обитателей − женщины, проявлявшие неблагодарность».
Его спросили: «Они проявляли неблагодарность Аллаху, не веря в Него?».
Он ответил: «Они были неблагодарны своим мужьям и не благодарили их за хорошее отношение к себе. Даже если ты будешь долго делать добро одной из таких женщин, а затем она увидит от тебя что-то, что ей не понравится, то она обязательно скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!».
От Марура ибн Сувейда: «Однажды я встретился с Абу Зарром в деревне Рабаза. На нем и на его рабе были надеты джуббы. Я спросил у него о причине этого.
В ответ он сказал мне: «Однажды я поругался с одним человеком и стал его попрекать его матерью. Услышав это, посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О, Абу Зарр! Неужели ты попрекал его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки джахилии (остатки доисламского невежества)! Ваши рабы являются вашими братьями! Аллах дал вам власть над ними, и пусть тот, кто владеет рабом, который является его братом по вере, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его в ту же одежду, что носит сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то помогайте им сами».
От Абу Бакрата: «Если два мусульманина сойдутся в бою, скрестив мечи, то и убийца, и убитый будут в Аду».
Читайте также: В тот день не сможет говорить ни один пророк, кроме Мухаммада ﷺ
Я спросил: «О, Посланник Аллаха! С убийцей ясно, но почему же и убитый попадет в Ад?».
Он ответил: «Он тоже хотел убить своего товарища и брата по вере!».
От Абу Хурайры: «Лицемер обладает тремя признаками: когда он говорит, то лжет; когда обещает, то нарушает обещание; и когда ему доверяют, он предает».
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «Настоящим лицемером является тот, в ком есть следующие четыре качества. А тот, в ком есть хотя бы одно из этих качеств, в том будет уже одно качество лицемерия, пока он не избавится от него: когда ему доверяют – он предает; когда говорит – лжет; когда заключает договор – поступает вероломно; когда судится с кем-либо или спорит – переходит границы допустимого».
Из книги ‘Умара Дияуддина «Зубдатуль-Бухари»
Фото: shutterstock.com.