Одной из бед уммы мусульман является скупость души, или же духовная леность. Эта духовная леность хуже физической лености и даже алчности. Страшнее она тем, что и праздность, и отсутствие мотивации и скупость в материальном плане являются следствиями этой опасной болезни.
Наше усердие или леность напрямую зависят от состояния нашей души. Внутренняя мотивация, определенные надежды и планы на будущее толкают людей к действиям, а люди, души которых поражены болезнью праздности, как бы находятся у края дороги, не зная, что делать и как быть.
Щедрая душа подобна райскому дереву Туба, а скупая душа подобна дереву Заккум, что растет в Геенне. Отсюда, деяния щедрой души схожи со сладкими плодами дерева Туба, а действия и устремления скупой души так же ядовиты и опасны, как и плоды адского дерева. Человек со скупой душой быстро устает от всего. Бренный мир для него покрыт мраком, а проблески света причиняют ему дискомфорт. Он страшится каждого нового дня и с большой трудностью принимает истину.
В подобной больной душе с легкостью пускают корни мерзкие чувства и порицаемые качества. Щедрая душа же пусть и не защищена всецело от подобных качеств, но она активно борется с ними и очищает себя благими поступками.
Человеческие свершения и открытия осуществлялись людьми с щедрыми душами. Несмотря на все невзгоды и трудности, такие люди развиваются и созидают. Что касается людей со скупыми душами, то они любое наследие могут превратить в труху, а все благое превратить в злое и мерзкое.
Чтобы исцелиться от подобной болезни, человек должен усердно чистить свою душу благими поступками, что ведут к довольству Всевышнего Аллаха. Никто не безнадежен, Аллах всем дает шанс исправиться и изменить себя. Надо лишь вооружиться терпением и молить Творца о помощи в этом трудном деле.
Восстановить отношения с тем, кто порвал их с тобой, дать тому, кто отказал, простить притеснителя – что мешает этому в большинстве случаев? С одной стороны, кажется, что высокомерие. А с другой, что обиды. Но высокомерие – это обычно отросток обделенной, обиженной души. Так что можно остановиться на том, что одно из главных препятствий в воспитании высоких нравов – это обиды. Есть такое высказывание: «Неглубокие раны можно залечить, а глубокие начинают гнить».
С какими бы проблемами, трудностями и испытаниями мы не сталкивались, у нас есть сильнейшее оружие, которое способно облегчить наши страдания. Это оружие – дуа. Аллах – Муджиб – Отвечающий. Чтобы наша дуа была поистине значимой
Гумар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Начало смиренности - это приветствие мусульман при встрече с ними, довольство самым низким местом на собраниях и то, что не считаешь порицаемым упоминание о добре и богобоязненности».
В темные доисламские века среди арабов была распространена практика хоронить своих дочерей заживо, поскольку сами по себе они не представляли особой ценности для общества и в то же время считались источником потенциального позора и бесчестия для рода.
Став взрослыми, зачастую мы не можем сказать родителям слова благодарности лично. Единственное, что мы можем сделать для них, если даже находимся вдалеке, - это совершить за них дуа...