Фото: Cristina Conti / shutterstock.com/ru
Зарой свою сущность в землю безвестности. Ведь семя, не зарытое в землю, до конца не созреет.
Пояснение: Береги свою душу от таких губительных желаний, как стремление к славе и известности. Также старайся скрывать свою зрелость (кемалат), иначе не сможешь стать полностью зрелым.
В одном хадис-шарифе сказано: «Сколько есть людей с растрепанной головой, покрытых пылью, гонимых от всех дверей, но если они поклянутся именем Аллаха, то Аллах приведет в исполнение их клятву».
Когда обладающие совершенством личности замечают, что привлекли к себе излишнее людское внимание, чтобы стать незаметными, могут совершать принижающие их поступки.
Духовное совершенствование заключается в том, чтобы принизиться и даже зарыться, то есть забыть о своем существовании.
По этой причине великие шейхи (мешаихи-кирам) задевали самолюбие суфиев в целях воспитания, чтобы они могли достичь совершенства.
3 степени ихласа: «Искренность – одна из Моих тайн, и Я дарую ее Моим любимым рабам»
Шейх Алауддин Аттар (к.с.) был богатым человеком, но шейх Шах Накшбанд (к.с.) велел ему босиком ходить по базарам и площадям Бухары с подносом на голове и, громко крича, продавать яблоки. Когда Алауддин сказал, что старшие братья недовольны этим его занятием, ему было велено торговать рядом с лавками его старших братьев.
Несмотря на то, что Убайдуллах Хайдари был великим ученым, его шейх Мавляна Халид (к.с.) заставлял его продавать воду на рынке, а через десять дней велел ему раздавать воду бесплатно. Таких примеров очень много.
Ничто так благотворно не влияет на сердце, как уединение (узлат), в котором оно входит в область размышлений (тефеккур).
Пояснение: Узлат означает, физически отстранившись от людей, оставаться в одиночестве в таком месте, где никого нет. Если человек, пребывая в полном одиночестве, будет проводить время в размышлениях, он обретет большие возможности для познания Аллаха.
Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com
Можно размышлять как о творениях Аллаха, так и о дарованных Им благах. В аяти-кариме, когда речь идет об обладателях разума, сообщается, что «Они поминают Аллаха стоя, сидя и (лежа) на боку, а также размышляют о сотворении небес и земли» (сура Али-Имран, 191).
Али бин Вафа (рах.) говорил: «Если увидите, что мюрид отдает предпочтение уединению вместо общения с людьми, молчанию вместо слов, пост-уразу вместо сытости, то знайте, что ему будет легко достичь цели. Если видите, что он предпочитает людей, слова и сытость, то знайте, что его усилия напрасны».
Хасан аль-Басри (рах.) говорил: «Размышление (тефеккур) – это такое зеркало, посредством которого легко поймешь, хороший ты человек или плохой. Размышляя о творениях Аллаха, будешь осведомлен о Его величии и могуществе, узнаешь о даруемых Им благах, видимых и невидимых, явных и скрытых. Так обретешь прекрасные состояния, устранишь болезни сердца и будешь поклоняться Всевышнему как положено».
Из книги «Хикам аль-Атайя»