Какие хадисы можно считать достоверными?

В области сводов достоверных хадисов, кроме двух сводов достоверных хадисов (Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Хаджаджа аль-Кушайри рахимахумаллахи), были составлены и другие своды, но они не достигли доверия по степени достоверности до уровня этих двух сводов. По этой причине, люди упрекали тех, кто считал равным сборник хадисов «Мустадрак» по степени этим двум сводам.

Даже некоторые заучившие наизусть Коран мусульмане [хафизы] отстаивали точку зрения, что в этой книге нет ни одного хадиса, который удовлетворял бы требованиям к хадисам этих двух шейхов.

Другие, возражая этой мысли, сказали: «В ней очень много достоверных хадисов». Видимо, истина такова: в этой книге очень много достоверных хадисов, но эти хадисы удовлетворяют критериям не этих двух имамов, а условиям Абу ‘Исы и ему подобных.

Читайте также: Всевышний Аллах дал обещание сохранить Коран

На самом деле, после этих двух шейхов осталось малое число (достоверных) хадисов, которые были не включены в их своды. Среди не вошедших в своды есть хадисы, которые содержат скрытые причины (их оставили по той причине, что в них содержится скрытые поводы и побуждения, которые стали причиной появления хадиса).

По той причине, что осталось мало людей, которые знают причины возникновения хадисов и разбираются в них, как в них разбирались раньше, и из-за того, что они жили в далеком прошлом, люди сейчас доверяют книгам этих двух шейхов и обращаются к их трудам.

Кроме этих двух шейхов, люди доверяли другим вышеупомянутым сборникам. После них не осталось специалистов в этой области, кроме тех, кто прославился знанием в этих вопросах и имел знания в этой области, но и их также не так много осталось, поэтому в то время никто не признавал тот или иной хадис слабым.

Касательно других людей, им было достаточно этих вышеупомянутых книг, чтобы они строили свои доводы на них. Что касается вопросов религиозных предписаний дозволенных и запрещенных, сподвижники, их последователи и следующие поколения после них, безусловно, разногласили по большинству этих вопросов.

Каждый человек, который занимался в то время науками и религией, давал фетву в этих вопросах, которая соответствовала истине согласно его мнению. Ученые оспаривали мнение тех, кто противоречил мнению большинства. Например, таким образом, не признавали различные и противоречивые мнения Ибн ‘Аббаса (р.а.).

Последователи Ибн ‘Аббаса (р.а.) подвергались отчуждению больше, чем он сам. Даже тогда, когда Ибн Джурайдж приезжал в Басру и заходил в мечеть, люди поднимали руки вверх к небу и проклинали его за то, что его взгляды противоречили взглядам большинства. Ему даже пришлось отказаться от некоторых своих воззрений до того, пока он не покинул эту мечеть.

Продолжение следует... 

Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»

Автор: Ибн Раджаб аль-Ханбали

(Фото: shutterstock.com).

 

Социальные комментарии Cackle