Необходимо крепко придерживаться трех вещей, связанных с богобоязненностью.
1) Исправить свои вероубеждения.
2) Знать ильми-халь.
3) И быть богобоязненным.
Эти три вещи заключают в себе все остальное, что необходимо человеку. И этого будет достаточно для того, чтобы и в могиле, и в день воскресения спастись от гнева Аллаха Всевышнего и от наказания Его.
Благодаря этому человек удостоится довольства и любви Аллаха, и благодаря этому, он войдет в Рай. Лишь при наличии этих трех качеств все остальные проявления покорности обретают значение, становясь причиной возвышения степени человека.
Исправление вероубеждений является частью ильми-халя, а ильми-халь является частью таква (богобоязненности). Так как ильми-халь является фардом-айн (персональной обязанностью). Отказ от ильми-халя считается харамом, так как он необходим для достижения богобоязненности.
В конечном счете именно на богобоязненности все и заканчивается. В вопросах религии более чем достаточно одной лишь богобоязненности, без прибавления чего-либо еще.
Это интересно: Самые важные приметы праведного человека
Именно поэтому таква (богобоязненность) так часто упоминается в книге Аллаха, в высказываниях Его посланника ﷺ, а также в высказываниях других пророков, аулия и праведников.
По мнению Ханафитов двукратный призыв к богобоязненности во время хутбы (проповеди) является сунной, а по мнению шафиитов - это является фардом.
Саляфы (праведные предки) придавали богобоязненности огромное значение, особенно в тех вопросах, которые касались соблюдения прав людей и животных.
Однажды Ибрахим ибн Эдхем (рахимахуллах) арендовал верховое животное, чтобы отправиться в Оман. В пути у него из рук выпал кнут, и упал на землю.
Знания, получение которых является фардом
Он остановил животное, привязал его, и пешком вернулся к тому месту, где уронил свой кнут.
Когда у него спросили: «Почему вы не вернулись за кнутом, сидя верхом?».
Он ответил: «Я арендовал его только для того, чтобы ехать вперед, а не для того, чтобы возвращаться». Подобный же рассказ был передан от Нахаи (рахимахуллах).
Передается, что однажды, когда Ибн Мубаряк (рахимахуллах) находясь в Шаме записывал хадис, у него сломалось перо. Тогда он взял перо в долг. Когда же он закончил писать, то забыл о том, что это перо он взял в долг, и положил его в свой пинал.
Важно знать: Этот вопрос вызывает гнев Аллаха
Когда он уже вернулся в город Мерв, то увидел перо и вспомнил о том, что брал его в долг. Тогда он немедленно собрался и о снова отправился в Шам, чтобы вернуть перо его владельцу.
Передается, что однажды Баязид Бистами находясь в пустыне вместе со своим другом, постирал свои вещи. Его товарищ предложил повесить постиранные вещи на ограду виноградной рощицы.
Баязид Бистами ответил: «Нет, мы не станем делать этого, доставляя неудобства соседу». Тогда его товарищ сказал: «Повесим тогда на дерево».
Баязид Бистами сказал: «Нет, мы можем сломать ветви». Его товарищ сказал: «Тогда давай расстелем вещи на траве». Баязид Бистами (рахимахулла) сказал:
«Нет, ею питаются животные. Мы не можем скрывать траву от животных». После этого он взял одежду и повернул ее к солнцу, когда одна сторона высохла, он перевернул ее и высушил другую сторону».
Сообщается, что Абу Ханифа (рахимахуллах) никогда не садился в тени дерева, которое принадлежало тому человеку, которому он давал деньги в долг. Так как в одном хадисе говорится:
كُلُّ قَرْضٍ جَرَّ نَفْعًا فَهُوَ رِبًا
«Любой долг предоставляющий дополнительную выгоду — это ростовщичество» (Аджлуни, Кашфуль-Хафа, № 1989).
Также сообщается, что один из праведников арендовал животное, чтобы отправиться в одно место. Один человек дал ему письмо, попросив передать человеку, живущему в том месте, куда направлялся этот праведник.
Тогда этот праведник сказал: «Я должен спросить разрешение у хозяина животного. Если он даст разрешение, то я отвезу твое письмо».
Посмотрите на щепетильность и внимательность этих великих имамов. А потом посмотрите на некоторых нерадивых современных мусульман, и не обманывайтесь их словами и внешним видом. Помощи следует просить только у Аллаха, и только на Него следует уповать.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com