Сура «Ясин» – призыв к живым или к мертвым?

С началом ниспослания Корана у человечества появился новый рассвет на горизонте. Каждый аят, что внушался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), согревал сердца и озарял светом души сподвижников. Первые поколения мусульман крепко схватились за изучение и практику Благородного Корана, благодаря которому они построили праведное общество.

Последующие поколения не смогли также ухватиться за Писание Всевышнего. В особенности неарабы, принявшие ислам. То, что понимали сподвижники и табиины, они не могли понять по причине незнания языка и неосведомленности о причинах ниспослания.

Таким образом, среди мусульман на первый план вышли чтение и заучивание Корана, а не изучение его смыслов. Многие виды поклонения превратились в традиции и обычаи, которых, по мнению простого люда, можно придерживаться или не придерживаться по желанию.

То же самое можно сказать и о нашем обществе. Люди считают, что суть религии заключается в соблюдении определенных традиций: меджлисов, похорон, имя наречении и заключении никяха в мечетях. При таком понимании религии возникло новое представление о некоторых коранических сурах. Например, суры «аль-Фалак» и «ан-Нас» считаются лишь сурами, которые читают от колдовства и сглаза. Сура «Ясин» стала символом похоронного ритуала. Ее читают у постели умирающего, после захоронения покойника или в меджлисах.

У людей складывается такое чувство, что «Ясин» ниспослана только ради этих целей, хотя дело обстоит совсем иначе. Да, есть сообщения, которые указывают на желательность чтения суры «Ясин» при некоторых описанных ситуациях. Однако не стоит забывать, что эта сура, в первую очередь, - призыв к живым, а не мертвым. Не только «Ясин», но и все суры Корана ниспосланы для того, чтобы именно живые люди практиковали их здесь и сейчас, а не оставляли их своим детям и внукам, чтобы они читали их в меджлисах и делали за них дуа.

Мухаммад Икбаль говорил: «В наше время люди особо не интересуются Кораном. Писание Аллаха превратилось в книгу, которую они читают у постели их умирающих родственников. А ведь Коран не для этого был ниспослан, но для того, чтобы созидать праведную жизнь и помогать людям обрести счастье как в этом мире, так и в мире ином».

Основное послание суры – призыв к поклонению Единому Творцу

Первое, к чему призывает сура «Ясин» - это поклонение Всевышнему Аллаху и отказ от поклонения кому-либо другому. «Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это - прямой путь» («Ясин», 60-61). И это поклонение не относится только к намазу, посту и хаджу. Человек должен жить, во всем подчиняясь Творцу и остерегаясь Его запретов.

Вера в Последнюю жизнь

Сура «Ясин» сообщает в подробностях о том, на чем должна строиться вера в Последнюю жизнь. «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» («Ясин», 12). Судный день начнется для людей с их воскрешения. Они покинут свои могилы и отправятся на ристалище Суда Аллаха, Который будет судить их за их поступки.

Всевышний Аллах также говорит: «Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали» («Ясин», 53-54). Решения Аллаха в тот день относительно участи Его рабов будут справедливы. Все получат только заслуженное воздаяние: праведные верующие войдут в Рай, а нечестивцы и неверные – в Ад.

Влияние веры на человека

В суре повествуется о двух посланниках, которые были отправлены в один город. Они призвали людей к вере в Единого Аллаха и отказу от многобожия. Однако, как это было со многими неверующими народами, жители города возгордились и отвергли призыв. С окраины к людям, которые уже хотели убить посланников, поспешил мужчина. Он подтвердил правдивость пророков и стал уговаривать людей не причинять вреда божьим посланникам.

Имам ат-Табари (да помилует его Аллах) в своем тафсире писал, что этого человека звали Хабиб ибн Марри. Имам передал, как Ка'б аль-Ахбар, который хорошо знал Писания иудеев и христиан, говорил: «Хабиб ибн Марри, о котором говорится в суре, страдал от проказы, был праведником, и сообщается, что он всегда делил заработанные им деньги на два. Одну часть он оставлял своей семье, а другую раздавал нуждающимся. Ни что не мешало ему поклоняться Господу: ни его бедность, ни болезнь, ни тяжелый труд».

Хабиб сказал неверующим людям: «Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня» («Ясин», 21-25).

5 избранных историй из Корана

Неверующие не вняли наставлениям, и, как приводится в различных источниках, убили его и божьих посланников. В Судный день Аллах скажет Хабибу: «Войди в Рай!» И тогда тот воскликнет: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!» («Ясин», 26-27).

Вера этого человека с окраины не позволила ему струсить перед злом несправедливых людей и отказаться от призыва к истине и попытки помочь божьим посланникам. Этот рассказ – пример истинного героизма и самопожертвования.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle