Вопрос: В чем заключается польза знания?
Ответ: Давайте посмотрим на следующие аяты суры аль-Араф:
«Муса сказал: «О Фараон! Я – посланник от Господа миров. Мне полагается говорить об Аллахе только правду. Я принес вам ясное знамение от вашего Господа. Пошли же со мной сынов Исраила (Израиля)». Он сказал: «Если ты принес знамение, то покажи его, если ты говоришь правду». Он бросил свой посох, и тот превратился в явную змею. Затем он вытащил руку, и она стала белой для смотрящих. Знать из народа Фараона сказала: «Воистину, он – знающий колдун. Он хочет вывести вас из вашей страны. Что же вы посоветуете?». Они сказали: «Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков, чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов». Колдуны пришли к Фараону и сказали: «Если мы одержим верх, то нам полагается вознаграждение!». Он сказал: «Да, вы станете одними из приближенных». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы». Он сказал: «Бросайте!» Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство. Мы внушили Мусе (Моисею): «Брось свой посох!» И вот она (змея) стала заглатывать то, что они измыслили. Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали. Они были повержены там, и вернулись бесславными. И тогда колдуны пали ниц. Они сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна» (аль-Араф 7/104-122).
Алимы считают эти аяты доказательством достоинства знания, давая следующее разъяснение: поскольку Фараон и его приближенные были невежественны в вопросах колдовства и магии, то они сочли колдовством чудеса, которые явил им Муса (алейхи салям).
Тогда как колдуны, которые прекрасно знали, что такое колдовство, увидев посох Мусы (алейхи салям), превратившийся в змею, сразу же поняли, что это не является колдовством, а божественным чудом, и немедленно уверовали.
Если бы они не обладали знанием колдовства и не были бы искусными колдунами, то могли бы сказать сами себе «Возможно, он более искусный колдун, чем мы, и сделал такое колдовство, которого мы не знаем и на которое мы не способны» и отвернулись бы от веры. Например, Фараон и его приближенные именно так и подумали, и это помешало им уверовать. Но колдуны поступили иначе, увидев это чудо, они без тени сомнения уверовали, пали ниц и заявили о своей вере.
Если даже знание колдовства, которое запрещено шариатом, принесло такую пользу и стало причиной прихода к вере, то какую же пользу человеку может принести знание таких дисциплин, как акида, хадис, фикх, тафсир и других исламских наук? Подумайте об этом!
Islam-Today