Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком Исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699 – 150/767 годах. Его настоящее имя – Нугман, отца его звали Сабит. Среди мусульман он более известен как Имам Агзам, то есть великий имам.
С самого детства, благодаря своим родителям, он проникся любовью к семье Пророка Мухаммада (мир ему) и искренностью в религии. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка, которые только-только зарождались в то время, и изучил арабскую литературу. В то же время он слушал хадисы от великих знатоков, живших в его окружении, и изучал Исламское право. Известно также, что в 16-летнем возрасте Абу Ханифа отправился в хадж вместе с отцом и слушал уроки у великих знатоков хадисов.
В результате такой деятельности Абу Ханифа достиг невероятных высот в знаниях, особенно глубоко погрузившись в вероучение Ислама. Абу Ханифа стал выдающейся личностью в истории Исламского фикха.
Абу Ханифа также является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди.
В них кратко и последовательно представлены основы акыды Ахлю Сунны. И, как известно из этих книг, в них проявлялась терпимость по отношению к взглядам и убеждениям многих исламских течений.
Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:
Ученик по имени Абу Мукатил однажды сказал:
– О великий ученый, я пришел к тебе потому, что считаю тебя достойным из людей и признаю преимущество пребывания рядом с тобой. Я желаю, чтобы Всевышний Господь сделал тебя благом для меня. Пусть Аллах дарует тебе Свою милость. Если я задам тебе вопросы, постарайся дать на них ответ, и да дарует тебе Аллах награду за это.
Люди, с которыми мне приходилось встречаться, спрашивали меня о многих вещах, на которые я не мог ответить. Но, несмотря на то, что я не знал ответа на эти вопросы, я не оставлял того, в чем я был уверен. Я верил, что найдется человек, который сумеет раскрыть истину. Потому что невозможно, чтобы истина была утрачена, а ее место заняла ложь.
Не желая находиться в неведении об основах религии и праведном пути, которым я иду, я хотел бы быть уверенным в том, что утверждаю сам, при этом, мне не хотелось бы вести себя как ребенок, который только-только начал получать знания, или выглядеть легкомысленным, говорить всякие глупости, позориться словно сумасшедший, неся чепуху. Потому, если я повстречаю кого-то, кто будет противостоять мне и попытается свести меня с пути истины, пусть у него не хватит на это сил. Если же придет кто-то, кто хотел бы узнать об истине, мне хотелось бы быть более проницательным и суметь указать на верное.
Ученый Абу Ханифа ответил ему следующее:
– Ты находишься на верном пути в своих поисках, который непременно принесет тебе пользу. Знай же, что дела следуют за знаниями так же, как части тела за глазами. Потому малое количество деяний знающего лучше, чем большее количество деяний невежды.
Таким образом, для человека больше пользы, если у него есть знания и пропитание лишь для поддержания жизни, чем, если бы у него не было знаний, но было бы больше ризка. Именно поэтому Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Разве будут равны те, которые знают, и те, которые не знают?» («Аз-Зумар / Толпы», 39:9).
Из книги «5 трудов Имама Агзама»