«И кто несправедливее клевещущего на Аллаха или говорящего: «Мне внушено в откровении…», – хотя никакого откровения он не получает. Или того, кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? И если бы ты (о Мухаммад) увидел злодеев в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе и за высокомерное отношение к Его аятам!»» (Аль-Анам, 93).
В риваяте, переданном от Икримы сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Мусайлямы аль-Каззаба из племени Бану Ханифа, который утверждал, что знает сокровенное, что Аллах даровал ему пророчество и ниспосылает ему откровения [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 151-152; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/163].
В риваяте, переданном от Катады сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Мусайлямы, а также в отношении Аль-Асвада аль-Анси [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/86].
Также было сказано, что та часть аята, в которой говорится: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах» была ниспослана в отношении Абдуллаха ибн Аби Сарха.
Однажды посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Абдуллаха ибн Аби Сарха, чтобы записать ниспосланные в тот день откровения (в то время Абдуллах ибн Аби Сарх был одним из писарей, записывавших откровения) и продиктовал ему 12, 13 и 14 аяты суры «Муминун».
Когда же посланник Аллаха ﷺ дошел до той части, где говорилось: «А после Мы вырастили его в другом творении (вдохнув в него душу)», то Абдуллах пораженный этим аятом, содержавшим подробности стадий сотворения человека, воскликнул: «Возвышен Аллах, наилучший Творец».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Мне было ниспослано точно так же».
Абдуллах, который был еще больше поражен таким совпадением его собственных слов с ниспосланным откровением, сказал сам себе: «Если Мухаммад говорит правду, то получается, что и мне приходят откровения также, как и ему. Если же он лжет, то я сказал слова, подобные тем, что говорит он».
После этого Абдуллах ибн Аби Сарх совершил вероотступничество, сказав: «Я могу ниспослать откровение подобное тому, что ниспослал Аллах»». Кельби привел этот риваят от Ибн Аббаса, без упоминаний о том, что этот случай стал причиной ниспослания данного аята.
Риваят, который был передан от Шурахбиля ибн Са`да содержит в себе упоминание о том, что этот случай стал причиной ниспослания данного аята. В этом риваяте, переданном по каналу Абдуррахмана ибн Абдана сообщается, что Шурахбиль ибн Са`д говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Аби Сарха, который совершил вероотступничество, сказав: «Я могу ниспослать откровение подобное тому, что ниспослал Аллах». Затем, в день завоевания Мекки, когда посланник Аллаха ﷺ вошел в город, Осман привел Абдуллаха ибн Сарха к посланнику Аллаха ﷺ и попросил для него гарантий безопасности» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 152].
Табери в своем тафсире приводит риваят, переданный от Судди, в котором несколько иначе описывается случай, из-за которого Абдуллах ибн Са`д ибн Аби Сарх впал в сомнения, хоть суть произошедшего та же самая. В этом риваяте сообщается, что, однажды записывая ниспосланные откровения, он вместо слов «Аллах Величественный Мудрый» записал «Аллах Прощающий Милосердный». Или вместо «Аллах Слышащий, Знающий» он, изменив откровение, записал «Аллах Знающий, Мудрый», а затем спросив об этом посланника Аллаха ﷺ получил ответ: «Оба варианта равны, между ними нет никакой разницы». И тогда у него возникли сомнения, и он сказал сам себе: «Если Мухаммаду приходят откровения, то значит они приходят и мне. Если это ниспослал ему Аллах, то и я могу ниспосылать откровения как Аллах».
После этого он совершил вероотступничество и примкнул к многобожникам, он донес Ибнуль-Хадрами или роду Абдуддар на Аммара ибн Ясира и Джубайра, которых многобожники подвергли жестоким пыткам. Также в этом риваяте говорится о том, что аят «Кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – кроме тех, кто был принужден (неверующими) к этому (произнесению слов неверия), при этом в его сердце сохранялась крепкая вера – а тем, кто добровольно совершил неверие – им гнев Аллаха и (в вечности) великое наказание» был ниспослан в отношении этого Абдуллаха ибн Абу Сарха, а также Аммара и Джурайджа на которых он донес.
Что же касается той части аята, в которой говорится: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах», то от Икримы передается иной риваят. Хафс ибн Умар передает от Аль-Хакема ибнуль-Хариса, а он в свою очередь от Икримы, что однажды Надр ибнуль-Харис в подражание Корану сочинил следующие слова: «Клянусь теми, кто молет муку, кто делает тесто, кто выпекает хлеб, и теми, кто ест его кусок за куском...». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят в отношении Надра ибнуль-Хариса [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/28].
Что же касается той части аята, в которой говорится: «И, если бы ты (о Мухаммад) увидел злодеев в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе и за высокомерное отношение к Его аятам!»», то по поводу причины его ниспослания приводится очень странный риваят, переданный от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, в котором сообщается, что данная часть аята была ниспослана в отношении тех людей, которые не переселились в Медину вместе с посланником Аллаха ﷺ и другими сахабами, а остались в Мекке скрывая свою веру, и которые в день битвы при Бадре находясь в рядах многобожников, увидели мусульман малочисленными и совершили вероотступничество, вернувшись к многобожию [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/87].
Фото: elements.envato.com/ru.