«Спроси (язычников, о Мухаммад): «Разве мы будем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вред (как, например, ничтожные и бессильные идолы)?! Разве мы повернем назад (к язычеству) после того, как Аллах наставил нас?! (Зачем нам становиться) подобными тем, кого обольстили шайтаны и кто (ходит) на земле в замешательстве?! У него есть товарищи, зовущие его к истине: «Иди к нам!»». Скажи: «Путь Аллаха (Ислам) – это единственный (истинный) путь! И нам велено покориться Господу миров» (Аль-Анам, 71).
Ибн Аббас говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении сына Абу Бакра – Абдуррахмана. Когда его родители призывали его к исламу, то он упорствовал и не согласился принять ислам [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/67], более того, он стал призывать своего отца к поклонению идолам» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 7/188].
«Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества), – они в безопасности (от Ада), и (только) они наставлены (на верный путь)» (Аль-Анам, 82).
В риваяте, который передал Абу Давуд ат-Тайалиси по собственной цепочке, от Ибн Масуда, сообщается, что когда был ниспослан аят: «Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества), – они в безопасности (от Ада), и (только) они наставлены (на верный путь)», сахабы стали с грустью говорить: «Кто из нас не облек свою веру в зло?!».
И тогда был ниспослан аят: «Вот сказал Лукман своему сыну, наставляя его: «Сын мой! Не приобщай к Аллаху никого (в поклонении)! Поистине, язычество – великое зло» (Лукман, 13).
Этот аят разъясняет, что под злом в данном случае подразумевается не какое-либо злодеяние или несправедливость, а имеется ввиду многобожие, и после этого сахабы успокоились.
В риваяте, переданном Ибн Абу Хатимом от Бакра ибн Савада, говорится: во время одной из битв один человек из числа врагов мусульман напал на одного мусульманина и убил его. Затем он снова бросился в атаку и убил еще одного мусульманина. Затем он опять бросился в атаку и убил третьего мусульманина.
После этого он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «Если после всего этого, я приму ислам, принесет ли мне это пользу?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, принесет».
Тогда он, не приняв еще ислама, погнал своего коня на ряды неверующих. Напав на них, он убил одного, затем второго, затем третьего, а потом сам был убит. Говорят, что аят «Верующие, которые не облекли свою веру в зло (язычества)...» был ниспослан в отношении этого человека [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/161-162].