Фото: Rasool Ali / shutterstock.com/ru.
«И ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость [Зейду ибн Харисе]: «Удержи свою жену и побойся Аллаха». Ты скрыл то, что Аллах раскроет. Ты опасался людей, но опасаться следует Аллаха. Когда же Зейд исполнил свое желание [и развелся с женой], Мы женили тебя на ней, чтобы у верующих не было затруднений относительно жен своих приемных сыновей после того, как они полностью разведутся с ними. И повеление Аллаха [всегда] исполняется!» (Ахзаб, 37).
Имам Бухари приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором сообщается о ниспослании аята: «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным...» в связи с тем положением, в котором находились Зайнаб бинт Джахш и Зейд ибн Хариса (имам аль-Бухари, Тафсир аль-Куръан, 33/6).
В риваяте от Ибн Джурайджа он сказал следующее: «Я спросил у Аты про аят: «Вам запретны... жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц» (Ан-Ниса, 23). Он сказал: «После того, как Пророк ﷺ женился на Зайнаб бинт Джахш, которая раньше была женой его приемного сына Зейда ибн Харисы и развелась с ним, мушрики в Мекке распустили мерзкие сплетни про нашего Пророка ﷺ. После этого Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Вам запретны... жены ваших сыновей...»; «Он не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями» (Аль-Ахзаб, 4); «...чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание» (Аль-Ахзаб, 37); «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков)» (Аль-Ахзаб, 40).
«Кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот сбился с истинного пути»
В риваяте Тирмизи от Ша’би приводятся слова Аиши, которая говорила: «Если бы Мухаммад стал скрывать что-нибудь из поступившего к нему откровения, то он скрыл бы аят: «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его...» и до слов: «Веление Аллаха обязательно исполняется!»
После женитьбы Посланника Аллаха ﷺ с ней (с Зайнаб), пытались его опорочить, говоря: «Он женился на жене своего сына». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и последним из пророков» .
Посланник Аллаха ﷺ усыновил Зейда, когда тот был маленьким ребенком. Зейд оставался у него до тех пор, пока не стал взрослым. До ниспослания аята: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими...» его звали не иначе как Зейд ибн Мухаммад».
Фото: SasinTipchai / shutterstock.com/ru.
В риваяте Тирмизи собственным иснадом от Анаса также сообщается о ниспослании аята: «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его» о Зайнаб бинт Джахш.
Здесь сказано, что Зейд пришел к Пророку ﷺ пожаловаться на свою жену, желая развестись с ней, и попросил у Пророка ﷺ совета относительно развода, и Пророк ﷺ велел ему: «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха».
В риваяте Тирмизи от Анаса на эту тему также указывается, что аят: «Когда же Зейд порвал отношения с ней, Мы женили тебя на ней...» тоже был ниспослан о Зайнаб бинт Джахш. После чего приводится такая подробнось, что Зайнаб хвасталась перед другими женами Пророка ﷺ, говоря: «Вас с Расулюллахом ﷺ поженили ваши семьи, меня же поженил Аллах с высоты семи небес».
«Впредь тебе не разрешается жениться на других женщинах»: история ниспослания аята
Из книги «Асбабун-Нузуль»