Тот случай, когда мусульманину лучше поспешить, чем опоздать

Мусульманский ученый-хадисовед Ибн Хиббан Абу Хатим аль-Бусти сказал:

«Торопливый человек всегда разочаровывается и бывает далек от благополучия. Арабы называли спешку «матерью сожалений»».

Всевышний Аллах создал людей постоянно спешащими. В этом заключена мудрость, известная только Аллаху. Спешка и торопливость в природе человека. Всевышний Аллах говорит: «Человек создан торопливым» (сура «аль-Анбия», аят 37).

Даже самые лучшие творения Аллаха – пророки – не были полностью лишены этого изъяна. Например, о пророке Адаме говорилось:

«Когда Аллах вдохнул душу в Адама, и она опустилась до уровня глаз, Адам увидел райские плоды. Когда душа достигла туловища, Адам захотел вкусить райские плоды. Адам поспешил встать на ноги до того, как душа дошла до его ног, чтобы поскорее добраться до райских плодов» (Куртуби).

Нам известна также история взаимоотношений пророка Мусы (мир ему) и Хизра. Если бы Муса не поспешил, то научился бы у Хизра еще более глубокой мудрости.

Пророк Юнус (мир ему) поспешил покинуть свою общину, отвергавшую его. Его решение не было одобрено Аллахом. За это Юнус был проглочен китом и таким образом стал его пленником на долгие годы. Всевышний Аллах предупреждал Своего посланника: «Потерпи же до решения твоего Господа и не будь похож на человека [оказавшегося] в [гигантской] рыбе, который обратился с мольбой [к Господу], переполненный печали» (сура «аль-Калям», аят 48).

Даже посланник Аллаха (мир ему) Досточтимый пророк Мухаммад не был лишен такого качества, как торопливость. Посланник Аллаха (мир ему) всегда повторял Коран за ангелом Джибрилем.

Когда ангел Джибриль диктовал посланнику Аллаха (мир ему) откровение, он спешил сразу это повторить, чтобы не забыть. Тогда Аллах успокоил Своего посланника, что не позволит ему забыть Коран, потому и спешить не стоит: «Не торопись [о Мухаммад, читать] Коран, пока не закончится тебе откровение» (сура «ТаХа», аят 114).

Ислам – религия баланса и гармонии. Спешка в исламе не поощряется, но и не запретна по своей сути. Есть моменты, в которых спешка уместна и даже необходима, но во многих других своих аспектах спешка не бывает на пользу.

Когда спешка неуместна

Как известно, в коллективных намазах запрещено совершать движения раньше имама. Но спешка не поощряется и при чтении намаза самостоятельно, дома. Спешка в намазе может привести к тому, что намаз не будет принят.

Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, сообщает следующее:

«Двое мужчин вошли в мечеть, и там находился посланник Аллаха (мир ему). Один из них помолился и подошел к пророку, поприветствовав его. Пророк, ответив на его приветствие, сказал: «Вернись и помолись заново, ибо ты не помолился». И он вернулся на место молитвы и помолился точно так же, как и перед этим.

Затем он вернулся и поприветствовал посланника, а Пророк, ответив на его салям, сказал: «Вернись и помолись заново, ибо ты не помолился». И он снова вернулся на место молитвы и совершил её так же, как и в прошлый раз. Затем вернулся к Пророку, дал ему салям, на что Пророк ответил салямом и сказал: «Вернись и помолись заново, ибо ты уже в третий раз не совершил молитву».

И на третий раз мужчина спросил: «О, посланник Аллаха! Я не могу помолиться лучше этого, научи же меня». И сказал Пророк:

«Когда встаешь на молитву, то скажи такбир (Аллаху Акбар), затем прочитай то, что тебе не трудно из Корана, затем соверши поясной поклон так, что бы ты был в нем твердый и спокойный, затем выпрямись (вставая) из поясного поклона, пока не встанешь ровно, затем соверши земной поклон так, чтобы ты был в нем твердый и спокойный, затем садись, пока не утвердишься и успокоишься в положении сидя, затем соверши суджуд (земной поклон), пока не утвердишься и не успокоишься в суджуде, и совершай так каждую из своих молитв».

То же самое касается совершения дуа. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Раб Аллаха будет пребывать в благе, пока не поспешит». Сподвижники спросили: «А каким образом он может поспешить?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Пока не скажет: «Я просил у Аллаха, просил, но Он мне не ответил»» (Бухари, Муслим).

Спешка в приобретении знаний

Современный ритм жизни заставляет нас спешить и суетиться. К сожалению, это сегодня касается и того, как мы получаем знания и учимся. Нам сложно взять и прочесть книгу от начала и до конца. Нам трудно досидеть до конца занятий, ни разу не отвлекшись. Разумеется, от этого сильно страдает качество знаний.

Имам аз-Зухри сказал: «Тот, кто спешит приобрести все знания разом, лишится их однажды всех и разом. Знания приходят постепенно, днями и ночами».

Когда спешка одобряется

В чем и следует спешить верующему, так это в совершении благих дел, ведь жизнь коротка. В жизни человека может быть много целей, и Аллах призывает следовать за своими целями соответственно их важности. Так, с целью достижения мирских целей, Аллах призывает верующих «ступать» по земле и «перемещаться»: «Перемещайтесь же по ней во все стороны и ешьте из Его пропитания!» (сура «аль-Мульк», аят 15).

Когда речь идет о намазе, Аллах призывает верующих «устремиться»: «О верующие! Когда призывают [азаном] на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному]» (сура «аль-Джума», аят 9).

Когда речь заходит о Рае, Аллах призывает людей «стремиться»: «Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого - как ширина небес и земли» (сура «аль-Хадид», аят 21).

Но когда Аллах говорит о Себе и Своей милости, то призывает верующих «бежать»: «[Скажи им, о, Мухаммад]: «Бегите же к Аллаху! [Примите ислам и стремитесь к довольству Всевышнего]» (сура «ат-Тур», аят 50).

Сделайте девизом своей жизни слова Мусы (мир ему): «Я поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты был доволен [мною]» (сура «ТаХа», аят 84).

Спешка в покаянии

Человек, который откладывает покаяние, похож на садовника, который пытается выкорчевать дерево, но оно ему не поддается. Он говорит: «Я оставлю это и вернусь через год». Вернувшись, он обнаруживает, что дерево еще крепче и глубже вкопалось в землю корнями. С каждым днем мы становимся все ближе к своей смерти, поэтому не позволяйте своим греховным привычкам и деяниям укореняться в ваших сердцах крепче и глубже.

Всевышний Аллах говорит:

«Поистине, покаяние перед Аллахом для тех, кто совершает дурное по своему невежеству и вскоре [до наступления смерти] кается. Аллах принимает их покаяние, ибо Аллах — Знающий, Мудрый. Но покаяние не для тех, кто – когда смерть к нему приходит – говорит: «Вот сейчас я раскаиваюсь», — и [не будет принято покаяние] тех, кто умирает неверующим. Им Мы приготовили болезненное наказание» (сура «ан-Ниса», аят 18).

Искоренять греховные привычки и деяния вчера было легче, чем сегодня, а завтра будет уже труднее.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle