«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха» (Аль-Ахзаб, 58).
1. В риваяте от Ибн ‘Аббаса Ата говорит, что в один из дней хазрати ‘Умар увидел одну девушку из ансаров в полуобнаженном виде. Недовольный тем, что невольно увидел ее прелести, он в сердцах побил ее. Девушка пришла домой и пожаловалась на достопочтенного ‘Умара. После этого ее родные пришли к хазрати ‘Умару и сказали ему много обидных слов. Вот после этого Аллах Всевышний ниспослал этот аят. (Вахиди, внп., стр. 256-257).
«Постящимся мужчинам и женщинам Аллах приготовил прощение и огромную награду»
2. Мукатил говорит, что этот аят был ниспослан о хазрати ‘Али после того, как некоторые мунафики отругали его и обидели.
3. Судди и Кельби приводят здесь еще одну, совершенно отличную причину ниспослания этого аята, которая больше подходит к его содержанию.
Дело было так: по вечерам на улицы Медины выходили блудливые мужчины и кричали всякие мерзости вслед женщинам, вышедшим справлять нужду, приставали к ним. Если женщина ничего не отвечала, то они шли еще дальше.
Если же женщина давала отпор, они оставляли ее в покое и начинали преследовать другую женщину. Чаще всего они приставали к невольницам. Поскольку в те дни еще не был получен аят о хиджабе, трудно было различать свободных женщин от невольниц.
Следовательно, и свободные женщины могли подвергнуться приставаниям. Все женщины выходили в одинаковом виде, надев одно платье и накидку (хымар).
Когда свободные и замужние женщины, недовольные этими приставаниями, пожаловались своим мужьям, те пришли к Расулюллаху ﷺ и тоже пожаловались. После этого был ниспослан этот аят.
Не надо забывать, что в те времена в домах не было туалетов, и люди вынуждены были справлять нужду в укромных местах, за пределами жилых кварталов, на полях.
Фото: elements.envato.com/ru.