Однажды один из праведных предшественников отправил из провинции Васит в Басру корабль с грузом пшеницы. Он написал письмо своему представителю в Басре с указанием продать доставленную пшеницу без всякой задержки. Но его представитель, получивший эту пшеницу, не стал ее продавать, а прислушавшись к советам одного торговца, немного подождал и затем продал ее подороже. Об этом он сообщил хозяину пшеницы, который так ответил ему в письме: «Мы - люди, согласные на маленькую прибыль ради благополучия нашей религии. Как только получишь это письмо, немедленно раздай беднякам города Басры все деньги, вырученные тобой от продажи пшеницы. Избавь от тяжких последствий и себя, и нас...» (Ихъя улюм ад-дин).
Если кто-то выкупает в больших количествах товары повседневного спроса, например, продукты или корма для животных, затем дожидается, пока цены на них не вырастут, после чего продает по завышенной цене, то это называется ихтикяром (спекуляцией).
Человека, занимающегося этим делом, называют мухтакиром, то есть спекулянтом, барышником. Такие люди прокляты (См.: Хаким, № 2164), лишены права называться хорошим человеком, хотя и не удалены от милости Аллаха, являющегося Аль-Гаффаром (Снисходительным).
Правитель не может устанавливать предельные цены на продукты питания. Однако в том случае, если торговцы начнут продавать продукты питания по явно завышенной цене, то есть товар стоимостью в пятьдесят рублей будут продавать за сто рублей, тогда правитель может проконсультироваться со специалистами и установить ценовой предел.
Также будет неправильно встречать за пределами города караваны, доставляющие в город продукты питания, и дешево выкупать у них товар, пока они не узнали городские цены. Когда хозяин товара прибудет в город и разузнает цены, после этого он будет вправе вернуть покупателю деньги за проданный товар и забрать свой товар обратно. Имам Шафии (да пребудет с ним милость Аллаха) придерживался такого же мнения.
На базары и крытые рынки не нужно приходить первым и покидать их последним. В хадисе говорится: «Худшие места – это рынки. Наихудший из тамошних тот, кто заходит туда первым и выходит последним».
От Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передан такой риваят: «Иблис посоветовал своим детям много плохих вещей и в конце сказал: «Будьте с теми, кто первым приходит на рынок и последним выходит» (Ихъя улюм ад-дин).
При входе на рынок надо искать защиты у Аллаха от зла и искушений этого места. Входя на рынок, надо произнести такую дуа: «Аллах мой! Прибегаю к твоей защите от зла, неверия и подлости этого рынка» (Ихъя улюм ад-дин).
Нужно считать большой удачей возможность поминать Аллаха в многолюдных местах, на рынках и среди беспечных. В таких местах надо почаще повторять калима-и таухид, то есть слова «Ля иляха илляллах». Обходя рынок, человек должен часто поминать Аллаха, произнося тахлит, тахмид и тамджид.
Имеются сообщения о том, что поступающий подобным образом человек заслужит много савабов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поминает Аллаха среди беспечных, тот подобен воину среди борцов за веру, живому среди мертвых». Есть у него и такое высказывание: «Он подобен зеленому деревцу среди гнилых деревьев».
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Когда кто-то из вас, приходя на рынок, произнесет: «Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарикалях, ляхуль мульку ва ляхуль хамду йухъи ва йумит, ва хува ля йамут. Биадихиль хайр ва хува аля кулли шайин кадир» (Нет бога кроме Аллаха, единственного, у которого нет равных ил нет схожих с Ним. Власть принадлежит Ему. Восхваления только Ему. Оживляет и умерщвляет Аллах, который извечен и вечен. Он бессмертен. Всё добро в руках могущества Аллаха. У Него на все хватит сил.), то сказавшему это Аллах даст миллион савабов, простит ему миллион грехов и возвысит его на миллион ступеней» (Тирмизи, № 3428; Ибн Маджа, № 2235.).
Хасан аль-Басри (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Человек, поминающий Аллаха на рынке, в Судный день явится обладателем нура, яркого как луна и ясного как солнце. Человеку, совершающему на рынке истигфар, простятся грехи по числу находящихся на том рынке людей».
Купленные для перепродажи продовольственные товары нежелательно продавать на месте покупки, не доставив их на другое место. По этому поводу от досточтимого Умара (да будет доволен им Аллах) было передано следующее: «На рынке покупали продукты и не завершив даже прием-передачу товара, там же их и продавали. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продажу на месте покупки без доставления товара на другое место».
С целью придания бараката имеющимся у тебя продуктам питания нужно поделиться ими с нуждающимися.
10 правил успешной торговли для мусульманина >>
Из книги "Исламский путь"