Сура Ар-Ра‘д: почему многобожники не смогли уверовать?

Сура Ар-Ра‘д: почему многобожники не смогли уверовать?

كَذَلِكَ أَرْسَلْنَاكَ فِي أُمَّةٍ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهَا أُمَمٌ لِّتَتْلُوَ عَلَيْهِمُ الَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَنِ قُلْ هُوَ رَبِّي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ مَتَابِ 

«Так же [как мы отправляли пророков до тебя] Мы отправили тебя [в качестве пророка] к народу, до которого были другие народы, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе в откровении. Однако они не уверовали в Милостивого. Скажи: «Он [Милостивый, ар-Рахман] – мой Господь, и нет бога [достойного поклонения], кроме Него. Я [опираюсь и] уповаю только на Него, и к Нему – мое возвращение» (Ар-Ра‘д, 30).

Относительно причин ниспослания этого аята существуют различные риваяты, исходя из которых аят можно считать как мекканским, так и мединским.

Сура Ар-Ра‘д: истина, земная жизнь и чудо от Аллаха

Ибн ‘Аббас (р.а.) рассказывал: «Когда был ниспослан 60-й аят суры «аль-Фуркан», и посланник Аллаха ﷺ велел мекканским многобожникам поклониться Ар-Рахману (Милостивому), те сказали: «Нам неизвестно, кто такой Ар-Рахман». И тогда был ниспослан этот аят».

В одном из риваятов также говорится, что мекканские многобожники говорили: «В Ямаме живет человек по имени Рахман, поэтому мы никогда не поверим в него (в Рахмана и в Мухаммада, призывающего поклоняться Рахману)».

Говорится также, что, услышав однажды, как посланник Аллаха ﷺ взывает к Аллаху со словами: «О, Аллах! О, Ар-Рахман (Милостивейший)!», – Абу Джахль сказал: «Мухаммад запрещает нам поклоняться нескольким богам, а сам обращается к двум богам одновременно!» Относительно этого и был ниспослан этот аят.

Согласно этим риваятам, аят является мекканским.

Сура Ар-Ра‘д: почему многобожники не смогли уверовать?

Однако по сведениям Катады, Мукатиля и Ибн Джурейджа рахимахумаллахи, этот аят был ниспослан при заключении Худайбийского соглашения. В приводимом ими риваяте говорится: «Когда стали составлять Худайбийское соглашение, посланник Аллаха ﷺ велел ‘Али: «Пиши – Бисмилляхир-рахманир-рахим (с именем Аллаха – Милостивого, Милосердного)».

Но Сухейль ибн ‘Амр и другие многобожники, не согласившись с такой формулировкой, сказали: «Под именем Рахман мы знаем лишь человека из Ямамы (имея в виду Мусайляму аль-Каззаба), поэтому пиши – Бисмикяллахумма (с именем твоим, господи!)».

Асбабун-Нузуль: «Он – Тот, Кто являет вам молнию, чтобы вы боялись»

Так писали древние арабы до прихода ислама. Тогда посланник Аллаха ﷺ велел ‘Али: «Пиши: обязанности, которые берет на себя Мухаммад – посланник божий…» Но курайшитские многобожники не согласились и с этим, они сказали: «Если ты – посланник божий, а мы, сражаясь с тобой, не позволяем тебе войти в Мекку, – значит мы не правы. Лучше пиши: это – обязанности, которые берет на себя Мухаммад – сын ‘Абдуллаха…».

Тут свое несогласие стали выражать сподвижники, они сказали: «О, посланник Аллаха, позволь нам сразиться с ними! Но посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет, пишите, как они хотят…», – и следом был ниспослан этот аят».

Согласно этому риваяту, аят является мединским.

Фото: elements.envato.com.

Социальные комментарии Cackle