«То, что ты стал мусульманином, принесет тебе пользу»
إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤدُّواْ الأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِالْعَدْلِ إِنَّ اللّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ سَمِيعًا بَصِيرًا
«Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение (имущество) его владельцам и когда вы судите людей, (велит) судить по справедливости. Поистине, то, к чему побуждает вас Аллах, – прекрасно! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий» (Ан-Ниса, 58)
В риваяте, переданном от Судди говорится: посланник Аллаха (с.а.с.) отправил военный отряд под командованием Халида ибн Валида. Аммар ибн Ясир так же находился в этом отряде. Они отправились в путь, двинувшись к тому племени, на которое им было приказано наступать.
Когда они приблизились к назначенному месту, наступила ночь, и тогда они сделали остановку и заночевали в этом месте. Один человек по имени Зуль-Абинатейн увидел их и сообщил об этом тому племени, к которому они направлялись. Узнав об этом, все это племя убежало, за исключением одного человека. Этот человек услышав это известие, сказал своей семье собираться. Затем вместе со своей семьей он пришел в лагерь мусульман и спросил, как ему найти Аммара ибн Ясира.
Найдя Аммара ибн Ясира, этот человек сказал: «О, Абу Якзан! Я принял ислам, засвидетельствовав то, что Аллах является единственным истинным Богом, и что Мухаммад является Его рабом и посланником. Когда мой народ узнал о вашем приближении, то все убежали, но я остался и не ушел вместе с ними. Принесет ли мне какую-либо пользу, если я стану мусульманином завтра? Если это не принесет мне никакой пользы, то и я убегу вместе с ними».
Аммар ответил: «Наоборот, то, что ты стал мусульманином, принесет тебе пользу. Оставайся на своем месте». И этот человек, не последовав за своим племенем, вернулся к себе вместе со своей семьей. На следующее утро, когда мусульмане вошли в тот поселок, где жило это племя, то никого не нашли там, кроме этого человека. Они схватили его и забрали его имущество. Когда Аммар узнал об этом, то сразу же пришел к Халиду ибн Валиду и сказал: «Отпусти этого человека, он принял ислам, он попросил у меня защиты, и я гарантировал ее ему, и это я приказал ему остаться». Халид сказал: «Как ты можешь гарантировать кому-то защиту, в то время как командиром являюсь я?». Аммар сказал: «Да, я дал ему защиту, хоть ты и являешься командиром».
Затем они стали говорить друг другу неприятные слова, а затем по возвращении обратились к посланнику Аллаха (с.а.с.) с этим вопросом. Посланник Аллаха (с.а.с.) подтвердив гарантии безопасности, которые Аммар дал тому человеку, сказал, чтобы впредь такое не повторялось, то есть предоставлять кому-то гарантии безопасности против воли амира (командира).
Халид и Аммар продолжили спорить друг с другом в присутствии посланника Аллаха (с.а.с.), а затем начали оскорблять друг друга. Хадид сказал: «О, посланник Аллаха! Ты так и будешь смотреть, как этот тощий раб оскорбляет меня?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Эй, Халид! Не оскорбляй Аммара. Кто оскорбит его, того оскорбит Аллах. Кто станет испытывать ненависть к Аммару, того возненавидит Аллах. Кто проклянет Аммара, того проклянет Аллах».
Когда Аммар в гневе встал и ушел, Халид вышел вслед за ним, схватил его за одежду и попросил прощения, а также попросил, чтобы Аммар был доволен им, и Аммар сказал, что доволен им. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«О, верующие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и вашим руководителям» (Ан-Ниса, 59) (Табери, Джамиуль-Байан, 5/94; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 111; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/573-574).
В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса сообщается, что данный аят был ниспослан не в отношении Аммара ибн Ясира, а в отношении Абдуллаха ибн Хузафы ибн Кайса ибн Адийа ас-Сахми, который был в составе военного отряда, отправленного посланником Аллаха (с.а.с.) (Бухари, Тафсируль-Куръан, 4/11; Муслим, Имара, 31; Тирмизи, Джихад, 3, хадис №: 1672; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1, 337; Табери, Джамиуль-Байан, 5/94; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/573).
В риваяте, переданном от Абу Саида аль-Худри сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Хузафы. Посланник Аллаха (с.а.с.) направил военный отряд, во главе которого он поставил Алкаму ибн Муджаззиза. Я тоже был в составе этого отряда. В пути одна группа людей попросила у него разрешения, и он, назначив среди них главным Абдуллаха ибн Хузафу, дал им разрешение. Остановившись в пути на ночлег, они разожгли костер, чтобы согреть солдат. Абдуллах будучи большим шутником решил подшутить над ними, сказав: «Разве вы не обязаны подчиняться мне?». Они ответили: «Да, обязаны». Он спросили: «И вы сделаете все, что, бы я вам не приказал?». Они дали ему утвердительный ответ. Тогда он сказал: «Приказываю вам прыгнуть в этот огонь». Когда же солдаты поднялись и встали у костра, как будто хотели броситься в него, он сказал им: «Не прыгайте в огонь, я всего лишь пошутил». Затем, когда мы вернулись из похода в Медину, товарищи Абдуллаха рассказали обо всем посланнику Аллаха (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Если кто-то из них (эмиров, руководителей) прикажет вам что-то, что относится к неповиновению Аллаху, то ни в коем случае не подчиняйтесь им». (Ибн Маджа, Джихад, 40, хадис №: 2863).
Та же самая история, только без упоминания имен действующих лиц и без указания на то, что она явилась причиной ниспослания этого аята, приводят с небольшими отличиями в деталях Бухари, Муслим и Насаи. В этом риваяте, переданном от Али сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) отправил с заданием отряд, под командованием одного из ансаров, и приказал членам отряда слушаться своего командира.
Но в походе члены отряда чем-то разозлили своего командира, и он приказал им собрать дрова. Когда они собрали дрова, он приказал им: «Разожгите костер». Он сказал им: «Разве посланник Аллаха (с.а.с.) не приказал вам слушаться меня?». Они ответили: «Да, все верно». Он сказал: «Раз так, тогда я приказываю вам прыгнуть в огонь».
Они посмотрели на друг на друга, а затем та часть из них, которая готова была подчиниться приказу, подошла к огню, в то время как оставшиеся солдаты сказали: «Мы, убегая от огня уверовали в посланника Аллаха. А сейчас зачем нам входить в огонь».
Пока они разговаривали и спорили друг с другом, гнев командира прошел, да и костер уже погас. Когда они вернулись в Медину, то обо всем рассказали посланнику Аллаха (с.а.с.), который сказал тем, кто хотел войти в огонь: «Если бы в тот момент вы вошли в огонь, то уже никогда не вышли бы из него, продолжая гореть в нем до самого конца света».
Другим же он сказал: «Вы поступили правильно. Нельзя подчиняться ни командиру, ни кому-либо другому, если речь идет о неповиновении Аллаху. Повиновение и покорность только в том, что является добром». (Бухари, Ахкам, 4; Муслим, Имара, 39-40; Насаи, Бай`а, 34).