Сура «аль-Фаджр»: что значат слова «Твой Господь в засаде?»

«Воистину, твой Господь – в засаде», – говорит Всевышний Аллах в суре «аль-Фаджр». Эти слова многие люди понимают неправильно, а у некоторых относительно этого аята могут даже возникать мысли, способные вывести человека из ислама, если они закрепятся в сердце и превратятся в убеждение.

Чтобы разобраться в этих словах, нужно разбирать их в контексте всей суры, а также изучить причину ниспослания.

Всевышний Аллах в начале суры «аль-Фаджр» рассказывает о погубленных народах, которые своими преступлениями заслужили Его гнев и наказание. Среди них были адиты, которые проживали на территории Йемена и обладали огромной силой; самудяне, которые высекали себе жилища в скалах, расположенных в долине Кура; народ фараона, который обладал огромным войском и отличался своей тиранией и заносчивостью. Всевышний Аллах говорит о них: «Они преступали границы дозволенного в городах и распространяли в них много нечестия. Тогда твой Господь пролил на них бич мучений» («аль-Фаджр», 11-13).

Все эти народы жили, наслаждаясь своей силой и благоденствием. Они считали, что никто не способен одолеть их и призвать к ответу за совершаемые ими злодеяния. Они презирали истину, убивали посланников или изгоняли их из своих селений и городов. Нечестивцы считали, что смогут прожить так до конца своих дней, однако Аллах не дал осуществиться их надеждам. Они были истреблены самым страшным способом.

Воистину, Господь – в засаде. Он дает людям возможность совершать грехи и не наказывает их сразу. Аллах дает им отсрочку, чтобы они одумались и покаялись, либо же чтобы еще сильнее погрязли в грехах и беспечности. Когда же они набирают достаточно грехов, Аллах насылает на них страшную кару. По-арабски это называется «истидрадж» (Предоставление отсрочки). Буквальный перевод этого термина не дает полного понимания его смысла. Поэтому необходимо смотреть, как Аллах разъясняет понятие «отсрочки» в Коране.

Например, Он говорит: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» («Алю Имран», 178). То есть, «истидрадж» - это не просто «предоставление отсрочки», но это предоставление ее с целью еще больше ввести неверных в заблуждение и нечестие.

Также Аллах говорит: «Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» («аль-Ан'ам», 44). Аллах направляет Своих посланников к людям, чтобы они призвали их к истине. Если же люди отказываются принять религию Аллаха, то в качестве наказания Он дарует им полное благоденствие, «распахивает врата ко всякой вещи». То есть, дарует им богатство, здоровье, потомство и власть. Так люди начинают думать, что все делают правильно, и что они находятся на прямом пути. Но Аллах находится в засаде. Когда неверные достигают пика нечестия, Он обрушивает на них Свою кару.

«Самое страшное наказание – это когда человек не чувствует наказания!»
Наказание в этом мире может быть очевидным, как например, уменьшение удела или определенные физические недуги. Однако самым опасным видом наказания в этом мире является...
11.11.2020
7319

Другое толкование аята

Некоторые толкователи по-другому разъясняли слова Аллаха: «Воистину, твой Господь – в засаде». «Аль-Мирсад», по их мнению, переводится не как «засада», а как «путь». Отсюда, этот аят означает, что Аллах «поджидает» людей на их пути, то есть, наблюдает за их словами и поступками, чтобы в Судный день призвать их к ответу.

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Над Геенной установлены семь мостов. Аллах на каждом из них требует отчета у Своих рабов за определенные действия. На первом мосту Всевышний спрашивает людей об их вере, и если с их верой и убеждениями все в порядке, они переходят на другой мост. На нем Аллах требует отчета у людей за предписанные молитвы. На третьем мосту людей спрашивают о закяте, на четвертом – о посте в месяц Рамадан, а на пятом – о хадже и умре. Если с этими поклонениями все в порядке, они переходят на шестой мост, где отвечают за то, как они поддерживали родственные отношения. Что касается седьмого моста, то на нем глашатай восклицает: «Пусть те, чьи права были нарушены, выйдут и возьмут должное со своих обидчиков!» Тогда люди начнут выходить, чтобы призвать к ответу своих обидчиков. Это и есть разъяснение слов: «Воистину, твой Господь – в засаде».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle