Сура аль-Бакара: почему должников нужно прощать?

«О, верующие! Бойтесь Аллаха и не трогайте (и не взыскивайте с должников) то, что осталось от (сделок с) риба, если только вы (действительно искренне) верующие» (аль-Бакара, 278).

Ата и Икрима рассказывали: этот аят был ниспослан в отношении Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба и Османа ибн Аффана. Они давали людям финики в долг. Однажды во время сбора урожая фиников один человек, которому они давали финики в долг, пришел к ним и сказал: «Если я полностью отдам вам финики, которые брал у вас в долг, то моей семье нечего будет есть. Можно я отдам половину сейчас, а оставшуюся половину отдам на следующий год в двойном размере?». Они согласились на это.

Когда через год наступило время выплаты долга, они потребовали у того человека выплатить долг. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) узнал об этом, то запретил им это. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Аббас и Осман сказали: «Слушаемся и повинуемся», и взяли у того человека только тот объем фиников, который они непосредственно давали ему в долг (Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 42).

В риваяте, переданном от Судди, речь не идет об Османе, а предметом долга являются не финики, а деньги. Он говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба и одного человека из рода Бану Мугира. Во времена джахилии (невежества) они вместе дали в долг деньги под проценты некоторым людям из рода Амр ибн Умайр. Когда же пришел ислам, то сумма этого долга с процентами, достигла внушительной суммы. И тогда чтобы они не брали накопившиеся проценты, Аллах Всевышний ниспослал этот аят».

В риваяте, переданном от Ибн Джурайджа, он говорит: посланник Аллаха (с.а.с.) заключил с племенем Сакиф договор, чтобы ни они не брали проценты с других людей, и чтобы другие люди не брали проценты с них. После завоевания Мекки, когда наместником в ней был Аттаб ибн Асид, род Амр ибн Умайр из племени Сакиф продолжал брать проценты с рода Бану Мугира из племени Махзум.

Во времена джахилии род Буну Мугира выплачивал им проценты. С приходом ислама род Бану Мугира отказался выплачивать проценты роду Амр ибн Умайр. Они пришли с тяжбой к Аттабу ибн Асиду наместнику в Мекке. Аттаб же в свою очередь написал письмо посланнику Аллаха (с.а.с.) с просьбой решить этот спор. И тогда был ниспослан аят

«О верующие! Бойтесь Аллаха и не трогайте (и не взыскивайте с должников) то, что осталось от (сделок с) риба, если только вы (действительно искренне) верующие. Но если вы не сделаете (то, что вам приказано и не откажетесь от риба), то знайте, что Аллах и Его посланник объявляют вам войну. А если раскаетесь, то само имущество – ваше. Вы не поступайте несправедливо, и с вами не поступят несправедливо».

В ответном письме посланник Аллаха (с.а.с.) написал Аттабу: «Если они согласятся, то прекрасно. Если же они не согласятся, то объяви им войну». В одном из риваятов говорится, что они, отказавшись от получения процентов, сказали: «Мы приносим покаяние. У нас нет сил противостоять Аллаху и Его посланнику» (Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 43).

Данная причина ниспослания была передана Зейдом ибн Аслямом, Мукатилем ибн Хаййаном и Судди (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 1/489-490).

В другом риваяте договор между посланником Аллаха (с.а.с.) и племенем Сакиф, описывается немного иначе. В соответствии с этим риваятом посланник Аллаха (с.а.с.) заключил с ними следующее соглашение: «Племя Сакиф сможет получить проценты по уже имеющимся займам, однако после заключения данного соглашения другие люди не смогут получать проценты с займов, выданных племени Сакиф» (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 3/234-235).

Дуа для избавления от долгов и кредитов
Важно просить Всевышнего о том, чтобы он помог нам в избавлении от долгов и кредитов. Ведь Аллах поможет каждому, кто берет займ с намерением вернуть его, сохранит человека от бед и несчастий, чтобы он рассчитался со своими долгами...
27.01.2020
53840

И хотя вероятность заключения такого одностороннего соглашения весьма сомнительна, но даже если предположить, что такое соглашение было заключено, то вероятно это было сделано для того, чтобы расположить племя Сакиф к принятию ислама.

«Если (ваш должник) в трудном положении, то (предоставьте) ему отсрочку до облегчения. Но дать (ему) милостыню (простить весь долг или его часть) лучше для вас (чем предоставлять должнику отсрочку), если бы вы знали (что за прощение долга вас ожидает огромная награда и восхваление, то непременно бы прощали долги)» (Аль-Бакара, 280).

Передается, что данный аят, как и предыдущий аят, был ниспослан по поводу получения племенем Сакиф ростовщического процента. Когда представители племени сакиф пришли к роду Бану Мугира с требованием выплаты им ростовщического процента по займу, род Бану Мугира испытывавший материальные трудности, сказали: «У нас ничего нет дать вам. Дайте нам отсрочку до дня сбора урожая». И тогда был ниспослан аят «Если (ваш должник) в трудном положении, то (предоставьте) ему отсрочку до облегчения» (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 3/239).

Ростовщики: что ждёт их в Судный день
Как понимать аят: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого поверг дьявол своим прикосновением?»
20.02.2021
3329

В соответствии с риваятом, переданным по каналу Якуба от Умара, сообщается, что Умар говорил: «Последним ниспосланным аятом Корана был аят связанный с риба (ростовщическим процентом). Посланник Аллаха (с.а.с.) умер, так и не растолковав нам его. Поэтому остерегайтесь не только ростовщического процента, но и всего, что вызывает сомнения, в связи с этим».

Риваят, переданный по каналу Хумайда ибн Мас`ада от Умара является более подробным. В нем говорится: Умар встал, и после того, как воздал хвалу Аллаху, сказал: «Я точно не знаю, возможно в вопросе ростовщического процента мы повелеваем вам что-то неподходящее для вас. Так же возможно, что мы запрещаем вам то, что вы считаете подходящим. Так как последними ниспосланными аятами Корана были аяты, касающиеся риба (ростовщического процента) и посланник Аллаха (с.а.с.) ушел из жизни до того, как успел разъяснить нам их. В том, что касается риба оставьте всё, что вызывает у вас сомнения, и берите лишь то, что не вызывает никаких сомнений» (Табери, Джамиуль-Байан, 3/75).

Социальные комментарии Cackle