Сура аль-Араф: отличия мирской жизни от вечной

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللّهِ الَّتِيَ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالْطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِي لِلَّذِينَ آمَنُواْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ (32) قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَن تُشْرِكُواْ بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن تَقُولُواْ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ (33)

«Спроси (этих язычников, о Мухаммад): «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благое из пропитания?». Ответь: «В земной жизни они предназначены для верующих (хотя ими пользуются и неверующие), а в Судный день они будут исключительно для них (неверующие будут лишены любых благ)». Так Мы разъясняем (Наши) аяты людям знающим (ведь лишь они способны получить пользу от объяснений). Скажи (о Мухаммад): «Мой Господь запретил совершать лишь дурные поступки (большие грехи, такие как прелюбодеяние и ростовщичество) – как явные, так и скрытые. Он запретил (и другие) грехи, насилие без права (воровство, грабеж и т.п.), приравнивать (кого-либо) к Аллаху – на что Он не ниспослал никакого довода – а также (запретил) говорить про Аллаха то, чего вы не знаете (приписывая Ему неподобающие атрибуты и вынося по своему усмотрению от Его имени решения, касающиеся дозволенности или запретности чего-либо)» (Аль-Араф).

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится, что во времена джахилии люди запрещали себе дозволенные Аллахом одежду и некоторые другие вещи. И, в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Табери, Джамиуль-Байан, 8/121].

В другом риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается о том, что многобожники запрещали себе ношение одежды и некоторые виды пищи в период хаджа, во время совершения тавафа. И данный аят был ниспослан в связи с тем, что многобожники порицали мусульман за то, что мусульмане не соблюдают этих запретов и совершают обход Каабы в одежде [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/189; Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/128].

В риваяте, переданном Ибн Джариром, Ибнуль-Мунзиром и Ибн Абу Хатимом от Ибн Аббаса, говорится: как указывается в аяте «Скажи: «Что вы думаете о пропитании, которое ниспослал вам Аллах (создав для вас). И часть его вы назвали запретным, а часть – дозволенным». Спроси: «Неужели Аллах вам разрешил это, или вы клевещете на Аллаха (придумывая законы сами)?» (Юнус, 59), во времена джахилии многобожники запрещали себе одежду и некоторые виды еды, которые Аллах Всевышний сделал дозволенными. И, в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал данный аят.

В риваяте, переданном Абуш-Шейхом от Ибн Аббаса, сообщается, что люди времен джахилии из того, что было чистым и дозволенным, запрещали себе внутренний жир животных, а также мясо и сливочное масло. В риваяте, переданном Абуш-Шейхом от Ибн Зейда, сообщается, что многобожники запрещали себе мясо барана, овечье молоко и полученное из этого молока масло [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/446].

Исходя из этих риваятов, может сложиться впечатление, что во времена джахилии этот запрет носил всеобщий и повсеместный характер среди арабов, однако в других риваятах указывается на то, что эти запреты действовали только для паломников во время хаджа.

وَنَزَعْنَا مَا فِي صُدُورِهِم مِّنْ غِلٍّ تَجْرِي مِن تَحْتِهِمُ الأَنْهَارُ وَقَالُواْ الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَانَا اللّهُ لَقَدْ جَاءتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ وَنُودُواْ أَن تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«И Мы извлечем из их груди злобу (и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причиной которых является ненависть и злоба), и под ними (под дворцами и деревьями) будут течь (райские) реки. Они (верующие) скажут (войдя в Рай): «Вся хвала Аллаху, который наставил нас на это (даровал нам веру, которая стала причиной попадания в эту обитель благоденствия)! И мы (сами) не были бы на истине, если бы Аллах не наставил нас. Поистине, посланники нашего Господа приходили (к нам) с истиной (и ее объяснением)». Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили за то, что совершали (из хорошего в земной жизни)» (Аль-Араф, 43).

В риваяте, переданном от Али, сообщается, что он говорил: «Клянусь Аллахом, данный аят был ниспослан в отношении нас – участников битвы при Бадре».

Интересно! Читайте также: Какая умма будет самой многочисленной в Раю?

В другом риваяте, также переданном от Али, сообщается, что он говорил: «Я очень надеюсь, что аят «И Мы извлечем из их груди злобу (и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причиной которых является ненависть и злоба)», Аллах Всевышний ниспослал в отношении меня, Османа, Талхи и Зубейра» [Табери, Джамиуль-Байан, 8/133].

В риваяте от Абу Джафара, переданном Касиром ан-Навва сообщается, что Абу Джафар говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении Али, Абу Бакра и Умара». Я спросил у него: «Что это за злоба, о которой упоминается в этом аяте?». Он ответил: «Это злоба времен невежества. Во времена джахилии между родами Бану Хашим, Бану Тейм и Бану Адийй была вражда и ненависть. Но после того, как они стали мусульманами, они полюбили друг друга. Однажды Абу Бакр очень сильно замерз, и тогда Али, согрев свои руки, положил их на бока Абу Бакра, стараясь согреть его. В связи с этим был ниспослан этот аят» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/199-200].

(Фото: shutterstock.com).

Сура аль-Анфаль: «Не вы убили их, а Аллах убил их!»
По поводу причин ниспослания данного аята существуют различные риваяты. Считается, что он был ниспослан в отношении Убайй ибн Халефа, Кинана ибн Хукайка или многобожников, которые хотели убить посланника Аллаха ﷺ, но Всевышний защитил Своего Пророка ﷺ.
20.10.2021
2792
Социальные комментарии Cackle