Кияс – это выявление, определение положения одного из двух вещей, четко установленного догмой (аятом или хадисом), посредством иджтихада в другом, вследствие присутствия между ними общих причин.
То есть это применение установленного Книгой и Сунной религиозного решения относительно «основной» вещи относительно «второстепенной» вещи, основываясь на общих причинах, существующих между ними. Таким образом, это означает выявление в новых ситуациях уже имеющегося общего решения, благодаря наличию общей причины, и раскрытие скрытого решения. Следовательно, посредством кияса не выносится новое решение. Посредством кияса может быть найдено только то решение, которое уже было установлено Кораном и Сунной, но было скрытым. Другими словами, посредством кияса находится, выявляется решение, которое уже существовало ранее. С данной точки зрения, кияс является раскрывающим доказательством. В то время как Коран и Сунна являются устанавливающими доказательствами.
Примеры, связанные с киясом:
1. Вино запрещено Священным Кораном. Но в более поздние времена появились такие опьяняющие напитки, как аракы, водка, шампанское, виски. Они не упоминаются в Коране под такими названиями. Так же, как после некоторых размышлений становится понятно, что вино запрещено по причине его опьяняющих свойств, это также указывается и в различных хадисах. Зная о том, что новые виды спиртных напитков также опьяняют человека, положение о вине посредством кияса распространяется и на другие алкогольные напитки, поскольку они обладают общей особенностью опьянять.
В данном случае вино называется «основным». Потому что религиозное постановление относительно вина установлено аятом Священного Корана. А то, что его употребление запретно является религиозным постановлением, утвержденным каким-либо шариатским доводом. А то, что оно обладает опьяняющим свойством, является причиной вынесения данного религиозного постановления.
Теперь мы выявим это решение относительно чего-нибудь нового, о котором нет точного утверждения (шариатского довода):
Например, относительно пива, виски и водки… Они называются «второстепенными». Потому что пиво, виски и водка употребляются так же, как вино, и опьяняют человека. В таком случае, между вином, которое именуется «основным», и этими новыми видами спиртных напитков, которые именуются «второстепенными», имеется общая причина. Это обладание опьяняющими свойствами в малом или большом количестве.
В данном примере решение относительно вина утверждена религиозной догмой. Это решение о запретности вина. Опьянение, являющееся причиной данного решения, - общее между вином и другими новыми видами спиртных напитков. Таким образом, религиозное постановление относительно вина, утвержденное аятом Священного Корана, является утвержденным и относительно этих новых видов спиртных напитков.
В данном примере посредством проведения аналогии между новыми видами спиртных напитков и вином, относительно которого имеется религиозное доказательство и решение, мы узнали религиозное постановление и относительно данных спиртных напитков. Но, как видно из этого примера, кияс используется не в вопросах веры и поклонения, которые утверждены религиозными догмами, а в незначительных вопросах, в вопросах фикха, которые называются «второстепенными». Потому что религиозные, основные решения, утвержденные догмами, не нуждаются в иджтихаде, и это является запрещенным.
Основы (основные части) кияса:
Как видно из вышеприведенного примера, кияс имеет четыре основы:
Первая: Основное, противоположность второстепенного. Как употребление вина.
Вторая: Второстепенное. Как употребление араки.
Третья: Шариатское постановление. Как запретность вина, утвержденная религиозной догмой.
Четвертая: Причина. Это причина религиозного решения относительно основного, общая особенность между основным и второстепенным. Как опьяняющее свойство…
Самая важная обязанность мужтахида – нахождение и установление данной причины.
Другие примеры кияса:
-В одном хадисе говорится: «продавайте пшеницу за пшеницу, если будете продавать за что-то большее, то это будет считаться риба (ростовщичеством)». Из этого мы приходим к заключению: мы можем обменять один мешок пшеницы на один мешок пшеницы. Если мы обменяем один мешок пшеницы на два мешка пшеницы, это будет считаться риба (ростовщичеством) и запретным деянием. Действительно ли это решение о запретности относительно риса? Нам не известно такого конкретного решения относительно риса. Можем только проводить аналогию между рисом и пшеницей. Вес пшеницы измеряется в килограммах, и она продается, вес риса также измеряется в килограммах, и он продается. В таком случае, излишек риса также будет считаться ростовщичеством.
-Торговля в пятницу во время произношения азана запрещена аятом. А каково решение относительно заключения в пятницу во время произношения азана договора аренды? Нам неизвестно какое-либо постановление об этом. Но мы проводим аналогию между актом аренды и торговлей. Торговля запрещена во время пятничного намаза. Потому что человек отвлечется, и это будет удерживать его от совершения поклонения. Акт аренды также отвлекает человека и удерживает его от совершения поклонения. В таком случае, во время пятничного намаза заключать договор аренды также запрещено.
-Если наследник убьет того, кто оставляет ему свое наследство, то он лишится наследства. Это положение утверждено хадисом: «убийца не имеет права на наследство». Причиной лишения наследства является желание сразу овладеть наследством. Если человек убьет того, кто ему завещал, лишится ли он завещания? Решение данного вопроса не обозначено догмами. Проводим аналогию между наследством и завещанием: наследник лишится наследства, если убьет того, кто оставил ему наследство. Потому что убийца поставил себе целью сразу овладеть наследством, совершив убийство. Человек, убивший завещателя, поставил себе целью сразу овладеть тем, что было ему завещано. В таком случае, он также лишится того, что ему завещали.
Как видно, кияс является не шариатским доводом, доказывающим религиозные решения напрямую и самостоятельно, а является доказательством, выявляющим какое-либо положение, утвержденное Книгой и Сунной, относительно нового (события или случая) посредством общей причины, определяющим какое-либо скрытное решение.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.