Способен ли разум, дарованный человеку, без указания пророков найти истину, и является ли разум достаточным доказательством по всем вопросам? По этому поводу имам Раббани сказал: «Пребывая в этом мире, разум связан с телом и не способен избавиться от этой связи. Желания нафса, фантазии и воображение постоянно пребывают рядом с разумом. Алчность и жажда выгоды не покидают его. Так как же можно во всем верить разуму? При вынесении решений разум не способен избавиться от предположений и догадок, и он совершенно не защищен от ошибок и путаницы».
Поэтому...
Развитие и очищение разума возможно только лишь при помощи тех вещей, которыми доволен Аллах Всевышний. Для этого необходимо изучать высказывания посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Все предписания, о которых он сообщил, являются милостью и добром, и не противоречат разуму. Все предписания Ислама указывают на то, каким образом необходимо благодарить Аллаха Всевышнего, создавшего все блага и милость. Поэтому все божественные предписания и обязанности, возложенные на рабов, являются именно тем, чего желает разум.
Аллах Всевышний является создателем и хозяином всего сущего. Все люди – это Его творения и рабы. Каждое повеление, которое Он дает своим рабам, является уместным и полезным для них.
В заключении хотелось бы сказать, что если бы Аллах Всевышний посредством пророков не сообщил о том, что является хорошим, а что плохим, оставив людей наедине с их разумом, то у людей не было бы культуры и цивилизованности. Так как они были бы подобны диким животным. Обращает на себя внимание тот факт, что даже сегодня в законах тех обществ, которые отвергают Аллаха и не признают Ислам, присутствует многое из повелений Аллаха. Чем больше люди отдаляются от повелений Аллаха Всевышнего, тем больше в обществе распространяются неуживчивость, вражда, издевательства и несправедливость. Не смотря на то, что наука и техника достигли огромных высот в своем развитии, беспокойства и проблем в мире не уменьшилось, а наоборот возросло. Аллах Всевышний приказал людям то, что является для них причиной счастья и благополучия, и запретил людям то, что может стать причиной их гибели. Если человек, будь он религиозен или нет, будет осознанно или неосознанно следовать этим повелениям, то он будет жить в спокойствии и благополучии на земле. А если он еще и уверует, то обретет счастье в вечной жизни. Если бы Аллах предоставил людей самим себе, то в этом случае не было бы ничего, кроме зла и путаницы. Если бы не было запретов Аллаха, то люди последовали бы за своими низменными страстями, покушаясь на жизнь, честь и имущество друг друга.
Islam-today